Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе
Начало истории русской литературы самым тесным образом связано с принятием христианства. Именно после крещения на Русь пришла письменность и грамота. Поэтому первые произведения древнерусской литературы тесно связаны с Библией. Это были библейские комментарии, молитвы и жития святых. Доля светской литературы была совсем незначительной.
Большинство литературных произведений по-прежнему имело церковно-религиозный характер. Но уже во многих из них к религиозному содержанию начинала прибавляться светская тематика. Ведь литература не
А знаменитые средневековые сборники рассказов о животных «Физиологи», древнейший научный трактат по математике и астрономии «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Поучение» Владимира Мономаха и другие с полным правом можно отнести к светской литературе.
Несмотря на церковно-религиозное содержание первых произведений, тема патриотизма, идея защиты, сохранения и приумножения родной земли довольно рано возникает в древнерусской литературе. Основной вопрос, который ставит перед собой и своими читателями
Власти и стремление к личному благополучию, не зависящему ни от Отечества, ни от Власти.
Открытый действенный Патриотизм проповедует неизвестный автор «Слова о полку Игореве». Соединение идеи княжеского единовластия с широким пониманием понятия «Русская земля» является отличительной чертой его политического мышления. Русская земля у автора не ограничивается только Киевом, Черниговом или Новгородом-Северским. Она включает в себя и другие древнерусские княжества. В этом и находит свое яркое отражение патриотическое сознание автора произведения.
В его трактовке именно Русская земля в широком понимании является истинным героем «Слова о полку Игореве». И именно в создании образа Русской земли автор поднимается до необычайного мастерства. В созданном им образе родины ощущается необыкновенный темперамент, чувство страстной любви и преданности.
Этот образ пронизывает все произведение и одухотворяется через единение человека и природы.
В исключительности патриотического чувства автора содержится великая правда. Ее смысл заключается в том, что народ, как и любой отдельный человек, имеет вечное назначение. Народ, вся Русская земля должны стать главной и незаменимой формой для совершенной полноты жизненного содержания.
Патриотизм автора «Слова» раскрывается через обращение к исторической правде. Недаром уже во вступлении он заявляет, что не собирается ничего приукрашивать или замалчивать, подражая вещему Бояну. Поэтому и темой для своего патриотического призыва он избирает не одну из великих побед русского оружия, а страшное поражение.
Автор смотрит в глаза суровой действительности прошлого и настоящего и видит Русскую землю, которая страдает от вековых усобиц князей и опустошительных набегов степных народов.
И тогда автор возлагает на себя обязанность будителя и просветителя человеческой памяти. Ведь чтобы его высшая правда не превратилась в пустой звук, ненужную претензию, нужно изъявительное наклонение патриотического чувства: «я люблю свою Родину», — изменить на повелительное наклонение патриотического долга: «помогай Родине в сознании и исполнении ее высшего предназначения». Следуя избранным принципам, он в порядке старшинства обращается к русским князьям Рюриковичам и призывает их вспомнить о долге перед Родиной.
Он требует от них защитить «достояние Даждьбожа внука» — Русскую землю от опустошительных набегов степняков.
Но у автора «Слова» были непосредственные предшественники и современники, обладавшие ярким литературным талантом. Это Владимир Мономах, Климент Смолятич и Кирилл Туровский. Ближе и понятнее автору «Слова о полку Игореве» были идеи и взгляды Владимира Мономаха, изложенные в его «Поучении».
Мономах писал о том, что с властью возрастает ответственность, а потому призывал князей быть справедливыми. По его мнению, в основе правосудия должна быть «правда» — закон. Он выражал идею защиты «убогого человека» и завещал: «Не позволяйте власть имущим погубить человека».
В понятие «правды» Мономах включал также требование о недопустимости смертной казни, потому что любой человек имеет право на срок жизни, отпущенный Богом. Казнь — это убийство и преступление перед Богом.
Значительное место в «Поучении» Мономах отводил последствиям княжеских усобиц. Усобицы приводят к войнам, гибели и разорению смердов, что ослабляет Русскую землю. В противовес удельно-церковной формуле: «каждый пусть держится своей вотчины», он выдвинул призыв: «отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю».
В произведениях церковных писателей Климента Смолятича и Кирилла Туровского через аллегорическое истолкование происходит превращение сверхъестественного в нечто доступное умственному познанию. Климент Смолятич, например, делал вывод, что для познания Бога нужно обращаться к природе. Вопреки церковным взглядам, он защищал мирского человека и был сторонником чувственного познания.
Он считал, что ум дан человеку для разумения природной сообразности.
Зарождение светских элементов в общественном мировоззрении прослеживается и в произведениях Кирилла Туровского. Это и суровое осуждение претензий духовенства на имущество, власть и славу, и идея причастности Бога к мирской жизни, и выработка моральных критериев жизни и деятельности светского человека. Эти и другие положения становились духовными зернами, которые затем прорастали чувством действенного патриотизма в душе русского человека.