Технологическая карта по географии «Земля и космос» 5 класс

ФИО автора материала — Конусова Любовь Борисовна

Место работы — МОУ

СОШ п. Заволжский Пугачевского района Саратовской области

Должность автора — учитель географии

Сценарий урока географии 5 класс по УМК В. П. Дронова Москва Дрофа 2014/ ФГОС ООО/

Технологическая карта урока

ЗЕМЛЯ И КОСМОС

Ф. И. О. Конусова Л. Б.

Предмет: География

Класс: 5

Тип урока:

Открытие новых знаний

Тема

Земля и космос

Цель

Сформировать представления о Вселенной

Задачи

Образовательные:

познакомить с Галактиками, определить место планеты Земля во Вселенной;

Развивающие: развивать навыки ориентироваться по звездам, продолжить формировать умение работать с учебником, анализировать, делать выводы, учить применять приобретенные навыки на практике.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения в парах, толерантность.

УУД

Личностные УУД: Осознать необходимость знаний о Вселенной.

Регулятивные УУД: понимать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать научные

факты о Вселенной; формирование умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя, обмениваться мнениями, слушать другого ученика — партнера по коммуникации и учителя.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: Определение

Вселенная

,

Галактика

,

навигационные звезды

,

световой год

, названия галактик: Млечный Путь, Магеллановы Облака, туманность Андромеды, внешний вид нашей Галактики, об измерениях гигантских расстояний между звездами в световых годах.

Уметь: Ориентироваться по навигационным звездам, использовать знания приемов ориентирования в нестандартных условиях.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Воспитание уважительного отношения к иному мнению; развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, умение высказывать суждения; умение работать с текстом, схемами, рисунками и использовать различные способы поиска, обработки информации. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки.

Межпредметные связи:

Экология: Изменение качества окружающей среды.

Астрономия: Галактика, созвездия, планеты.

Основные понятия

Вселенная, галактика, Млечный Путь, навигационные звезды, световой год.

Ресурсы: основные,

Дополнительные

Учебник, атласы, карта звездного неба, Мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, интерактивное пособие

Интерактивная модель Солнечной системы

, карточки с заданиями, стихами, текстами о космосе

Методы и формы обучения

Беседа, частично-поисковый метод; фронтальная и индивидуальная работа и в парах

Технология

Развивающее обучение

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап 1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие.

Подготовка рабочего места.

Что вам необходимо иметь на парте, чтобы лучше понять и запомнить новую информацию.

Личностные : Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов;

Подготовка рабочего места.

Регулятивные : Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап 2. Актуализация опорных знаний по теме:

Накопление знаний о Земле

Давайте отправимся в путешествие

По морям по волнам

Повторение основных этапов географических открытий и исследований

Индивидуальные ответы на вопросы

Работа в парах, взаимопроверка

Называют фамилии путешественников, географические объекты и находят их на карте

Работа в тетрадях с печатной основой

Стр 8-9

1 группа № 10-13

2 группа №14-17

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные : Планирование

Учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные : .целеполагание

Формулирование темы урока, постановка цели урока.

Этап 3 . Создание проблемной ситуации

Этап 4. Целеполагание

Побуждение уч-ся на создание проблемной ситуации

Вступают в диалог

Объясняют и

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют вопросы, на которые найти нужно ответ

В рубрике

Вы узнаете

И слайды 1-3

Изучают информацию на слайдах №1-3, выделяют новые понятия и ставят задачи

Тема урока

ЗЕМЛЯ И КОСМОС

Изучение нового материала

Этапы 5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Создается проблемно-диалоговый вопрос: Какое звездное небо?

Включает в игру Путешествие к звездам

Побуждает уч-ся к обмену ощущениями о Вселенной

Предлагает отправиться в путешествие по Млечному Пути командой , придумать название

Проблемно — диалоговый вопрос:

Как измеряется расстояние между галактиками?

Проблемно — диалоговый вопрос:

Как использует человек знания о звездах?

Работа с презентацией:

Слайды 4- в парах, слайд 5 — в группах

Придумывают название командам, используя рисунок 17.

Работают в группах с учебником и узнают информацию

Изучают информацию на слайде 7 и в учебнике стр24

Изучают информацию на слайде 8,9 и в учебнике стр24 -25

Высказывают свое мнение, ассоциации:

-о звездном небе,

-о Вселенной

Составляют научный доклад

Фронтальная беседа

Фронтальная беседа

В рабочих тетрадях выполняют задание№1 стр. 13

В рабочих тетрадях выполняют задание № 2-4 стр. 13

В рабочих тетрадях выполняют задание № 5 стр. 13

Коммуникативные: работают в парах, составляют вопросы, взаимно проверяют,

Познавательные : строят логическую цепь рассуждений, делают выводы

Регулятивные: Объясняют, анализируют, формулируют

Коммуникативные: работают в группах

Познавательные : составляют доклад

Регулятивные : презентация доклада

Этап 6

6.1

Проверь себя

Индивидуальные ответы

Знать основные понятия и уметь их объяснять

Знать основные понятия

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные : оформлять свою мысль устной форме

Регулятивные : Учиться отличать верный ответ от неверного, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

.

Рефлексия

Этап 7.

Формулирует выводы, что узнали нового

Выражают свое мнение о изученном материале

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Самооценка

Оцените свои новые знания. Все запомнили на уроке? Как работали?

Показывают карточки с оценкой, которую поставили себе за урок.

У вас остались вопросы о космосе?

Мы найдем ответ на них на следующем уроке.

Личностные : Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание

Этап 9.

Комментирование д/з: §6 . Творческие задания: 1.Что такое астронавигация?

2.Чему равен световой год?

3.Какие еще Галактики есть во Вселенной?

Записывают задания

Приложение к уроку

Проверка знаний

По морям по волнам

Он совершил первое кругосветное плавание

Он открыл материк Сев. и южная Америка

Он открыл самый широкий пролив в мире

Этот путешественник открыл морской путь в Индию

Он создал первый глобус

Он подтвердил наличие южного материка — Австралии

В третьей своей экспедиции этот путешественник открыл Гавайские острова

Он открыл материк Австралия

Он исследовал Юго — Западную, Центральную, Восточную, Юго — Восточную Азию

Он открыл созвездие Южного Креста, служащего ориентиром на юг

Он доказал наличие единого Мирового океана

Он обнаружил, что Огненная Земля это остров

Он причалил к берегу острова , назвав его Сан — Сальвадор

Он доказал, что большую часть поверхности Земли занимает океан, а не суша

Закрепление

1.Галактика, в которой мы живем, называется:

Магеллановы облака

Млечный путь

Туманность Андромеды

2.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:

Солнечная система

3.Расстояния между звездами измеряются в..

Световых годах

Км/с

4.Полярная звезда, которая является навигационной, находится в созвездии:

Южный Крест

Большая Медведица

Малая Медведица

Дополнительная информация

Световой год — внесистемная единица длины, равная расстоянию, которое преодолевает свет за год.

Более точно, это расстояние, которое проходит фотон в вакууме за 1 год .

Если учесть что скорость света в вакууме равна 299 792 458 м/с, можно посчитать, что 1 световой год = 9,5 триллионов километров

Существуют также другие определения светового года, основывающиеся на другой продолжительности года .

Световая секунда — расстояние которое проходит свет за 1 секунду.

1 световая секунда = 299 792 458 метров

Световая минута — расстояние которое проходит свет за 1 минуту.

1 световая минута = 17 987 547 480 метров

Световую минуту и световую секунду иногда используют для измерения внутри планетных систем.

Астронавигация — ориентирование по звездам — сохранила свое значение и в наши дни. В авиации, мореплавании, сухопутных экспедициях и в космических полетах без нее не обойтись.

Хотя самолеты и морские суда оборудованы новейшей радионавигационной и радиолокационной техникой, бывают ситуации, когда приборами воспользоваться невозможно: например, они вышли из строя или в магнитном поле Земли разыгралась буря. В таких случаях штурман самолета или корабля должен уметь определять его положение и направление движения по Луне, звездам или Солнцу. И космонавту не обойтись без астронавигации.

Иногда ем необходимо развернуть станцию определенным образом: например, так, чтобы телескоп смотрел на исследуемый объект, или для состыковки с прибывшим транспортным кораблем.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Технологическая карта по географии «Земля и космос» 5 класс