Технологическая карта по географии «Земля и космос» 5 класс
ФИО автора материала — Конусова Любовь Борисовна
Место работы — МОУ
СОШ п. Заволжский Пугачевского района Саратовской области
Должность автора — учитель географии
Сценарий урока географии 5 класс по УМК В. П. Дронова Москва Дрофа 2014/ ФГОС ООО/
Технологическая карта урока
ЗЕМЛЯ И КОСМОС
Ф. И. О. Конусова Л. Б.
Предмет: География
Класс: 5
Тип урока:
Открытие новых знаний
Земля и космос | |||||
Цель | Сформировать представления о Вселенной | ||||
Задачи | Образовательные: Развивающие: развивать навыки ориентироваться по звездам, продолжить формировать умение работать с учебником, анализировать, делать выводы, учить применять приобретенные навыки на практике. Воспитательные: Воспитывать культуру общения в парах, толерантность. | ||||
УУД | Личностные УУД: Осознать необходимость знаний о Вселенной. Регулятивные УУД: понимать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать научные Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя, обмениваться мнениями, слушать другого ученика — партнера по коммуникации и учителя. | ||||
Планируемые результаты | Предметные: Знать: Определение Вселенная , Галактика , навигационные звезды , световой год , названия галактик: Млечный Путь, Магеллановы Облака, туманность Андромеды, внешний вид нашей Галактики, об измерениях гигантских расстояний между звездами в световых годах. Уметь: Ориентироваться по навигационным звездам, использовать знания приемов ориентирования в нестандартных условиях. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Воспитание уважительного отношения к иному мнению; развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Метапредметные: умение организовать свою деятельность, умение высказывать суждения; умение работать с текстом, схемами, рисунками и использовать различные способы поиска, обработки информации. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки. Межпредметные связи: Экология: Изменение качества окружающей среды. Астрономия: Галактика, созвездия, планеты. | ||||
Основные понятия | Вселенная, галактика, Млечный Путь, навигационные звезды, световой год. | ||||
Ресурсы: основные, Дополнительные | Учебник, атласы, карта звездного неба, Мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, интерактивное пособие Интерактивная модель Солнечной системы , карточки с заданиями, стихами, текстами о космосе | ||||
Методы и формы обучения | Беседа, частично-поисковый метод; фронтальная и индивидуальная работа и в парах | ||||
Технология | Развивающее обучение | ||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Этап 1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие. Подготовка рабочего места. | Что вам необходимо иметь на парте, чтобы лучше понять и запомнить новую информацию. | Личностные : Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; Подготовка рабочего места. Регулятивные : Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Этап 2. Актуализация опорных знаний по теме: Накопление знаний о Земле | Давайте отправимся в путешествие По морям по волнам Повторение основных этапов географических открытий и исследований | Индивидуальные ответы на вопросы Работа в парах, взаимопроверка | Называют фамилии путешественников, географические объекты и находят их на карте Работа в тетрадях с печатной основой Стр 8-9 1 группа № 10-13 2 группа №14-17 | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные : Планирование Учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные : .целеполагание | |
Формулирование темы урока, постановка цели урока. Этап 3 . Создание проблемной ситуации Этап 4. Целеполагание | Побуждение уч-ся на создание проблемной ситуации | Вступают в диалог Объясняют и Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют вопросы, на которые найти нужно ответ В рубрике Вы узнаете И слайды 1-3 | Изучают информацию на слайдах №1-3, выделяют новые понятия и ставят задачи | ||
Тема урока | ЗЕМЛЯ И КОСМОС | ||||
Изучение нового материала Этапы 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | Создается проблемно-диалоговый вопрос: Какое звездное небо? Включает в игру Путешествие к звездам Побуждает уч-ся к обмену ощущениями о Вселенной Предлагает отправиться в путешествие по Млечному Пути командой , придумать название Проблемно — диалоговый вопрос: Как измеряется расстояние между галактиками? Проблемно — диалоговый вопрос: Как использует человек знания о звездах? | Работа с презентацией: Слайды 4- в парах, слайд 5 — в группах Придумывают название командам, используя рисунок 17. Работают в группах с учебником и узнают информацию Изучают информацию на слайде 7 и в учебнике стр24 Изучают информацию на слайде 8,9 и в учебнике стр24 -25 | Высказывают свое мнение, ассоциации: -о звездном небе, -о Вселенной Составляют научный доклад Фронтальная беседа Фронтальная беседа | В рабочих тетрадях выполняют задание№1 стр. 13 В рабочих тетрадях выполняют задание № 2-4 стр. 13 В рабочих тетрадях выполняют задание № 5 стр. 13 | Коммуникативные: работают в парах, составляют вопросы, взаимно проверяют, Познавательные : строят логическую цепь рассуждений, делают выводы Регулятивные: Объясняют, анализируют, формулируют Коммуникативные: работают в группах Познавательные : составляют доклад Регулятивные : презентация доклада |
Этап 6 6.1 | Проверь себя | Индивидуальные ответы | Знать основные понятия и уметь их объяснять Знать основные понятия | Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные : оформлять свою мысль устной форме Регулятивные : Учиться отличать верный ответ от неверного, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; . | |
Рефлексия Этап 7. | Формулирует выводы, что узнали нового | Выражают свое мнение о изученном материале | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность | ||
Самооценка | Оцените свои новые знания. Все запомнили на уроке? Как работали? | Показывают карточки с оценкой, которую поставили себе за урок. | У вас остались вопросы о космосе? Мы найдем ответ на них на следующем уроке. | Личностные : Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | |
Домашнее задание Этап 9. | Комментирование д/з: §6 . Творческие задания: 1.Что такое астронавигация? 2.Чему равен световой год? 3.Какие еще Галактики есть во Вселенной? | Записывают задания |
Приложение к уроку
Проверка знаний
По морям по волнам
Он совершил первое кругосветное плавание
Он открыл материк Сев. и южная Америка
Он открыл самый широкий пролив в мире
Этот путешественник открыл морской путь в Индию
Он создал первый глобус
Он подтвердил наличие южного материка — Австралии
В третьей своей экспедиции этот путешественник открыл Гавайские острова
Он открыл материк Австралия
Он исследовал Юго — Западную, Центральную, Восточную, Юго — Восточную Азию
Он открыл созвездие Южного Креста, служащего ориентиром на юг
Он доказал наличие единого Мирового океана
Он обнаружил, что Огненная Земля это остров
Он причалил к берегу острова , назвав его Сан — Сальвадор
Он доказал, что большую часть поверхности Земли занимает океан, а не суша
Закрепление
1.Галактика, в которой мы живем, называется:
Магеллановы облака
Млечный путь
Туманность Андромеды
2.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:
Солнечная система
3.Расстояния между звездами измеряются в..
Световых годах
Км/с
4.Полярная звезда, которая является навигационной, находится в созвездии:
Южный Крест
Большая Медведица
Малая Медведица
Дополнительная информация
Световой год — внесистемная единица длины, равная расстоянию, которое преодолевает свет за год.
Более точно, это расстояние, которое проходит фотон в вакууме за 1 год .
Если учесть что скорость света в вакууме равна 299 792 458 м/с, можно посчитать, что 1 световой год = 9,5 триллионов километров
Существуют также другие определения светового года, основывающиеся на другой продолжительности года .
Световая секунда — расстояние которое проходит свет за 1 секунду.
1 световая секунда = 299 792 458 метров
Световая минута — расстояние которое проходит свет за 1 минуту.
1 световая минута = 17 987 547 480 метров
Световую минуту и световую секунду иногда используют для измерения внутри планетных систем.
Астронавигация — ориентирование по звездам — сохранила свое значение и в наши дни. В авиации, мореплавании, сухопутных экспедициях и в космических полетах без нее не обойтись.
Хотя самолеты и морские суда оборудованы новейшей радионавигационной и радиолокационной техникой, бывают ситуации, когда приборами воспользоваться невозможно: например, они вышли из строя или в магнитном поле Земли разыгралась буря. В таких случаях штурман самолета или корабля должен уметь определять его положение и направление движения по Луне, звездам или Солнцу. И космонавту не обойтись без астронавигации.
Иногда ем необходимо развернуть станцию определенным образом: например, так, чтобы телескоп смотрел на исследуемый объект, или для состыковки с прибывшим транспортным кораблем.