Выбор жизненного пути в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» Афанасия Мирного
Роман продолжил ряд произведений, в которых главным мотивом является активный поиск правды вместе с протестом, бунтом против того социального уклада, который существовал в то время. В произведении Афанасия Мирного фигурой, которая больше всех стремится к правде, является Чипка. Этот герой стал ярчайший примером типа людей, названных пропащей силой. Преисполненный наилучших идей, Чипка как-то незаметно для себя запутался в трущобе жизни, погряз в рутине разногласий и всю энергию свою, ум и дарования отдал делу неразумного протеста.
Роман
Автор начинает издалека, показывает, каким духовным наследством наделили главного героя предки, на каком социальном грунте он вырос. Сызмала уже просыпалась небольшая злость в его маленьком сердце и вместе с вопросом «где правда?» и неполучением ответа на него выросла в сердце огромнейшая злоба. Не нашел Чипка желанной правды ни в обществе, ни в государственных учреждениях, ни в окружении родных.
«Нет теперь ничего, нет, — говорит он после очередной попытки найти правду. — Пропало, все пропало. И добро, и душа пропала, так как нет правды в мире».
Когда этот этический
До такого максимализма выросла злость, которая когда-то была совсем небольшой. Протест вызван самой злостью и управляем этическим нигилизмом, что делает из Чипки преступника, бунтовщика против всех норм ненавистного порядка. «Разве мы режем?- оправдывается он, — мы только ровняем богатых с бедными». Чипка гибнет не только физически: он — а это значительно страшнее — гибнет морально.
Другой жизненный путь, и тоже далекий от счастья, избирает ровесник Чипки, близкий приятель его детских лет — Григорий. Круглый сирота, он еще в детстве испил большой ковш бед.
Рос он без материнской ласки и отцовской поддержки, питался черными, как земля, сухарями и радовался тому мизерному жалованью, которое получал от сельской общины за то, что ухаживал за овцами. В отличие от Чипки, который будучи еще совсем ребенком задумывался над причинами человеческой несправедливости, Григорий не обременял себя такими вопросами. Когда он подрос и ему пришлось распрощаться с овцами, парень вместе с другими бедняками отправился на заработки в поисках лучшей жизни. Григория во всег его злоключениях поддерживает желание стать хозяином. Меряя босыми ногами пыльные заробитчанские пути, он мысленно переносился в будущее, где видел собственный дом полный тепла.
Наймит тяжело работал, выпускал косу из рук только для обеда и сна. Земляки-мещане насмехались над его усердием, и Григорий не отправился осенью, как все, домой, а начал в Херсоне подрабатывать на разгрузках барж, косил камыш. Вернувшись в родное село, приобрел усадьбу, огород.
Теперь Григорию хотелось к своему добру привлечь и женщину, однако его сватанье потерпело полный провал. Неудача охладила пыл хозяйственного парня, и он женился на девушке, которая было ему ровней и была трудолюбивой девушкой Христей. Бросаются в глаза такие черты характера Григория, как равнодушие к судьбе других, эгоизм, старание не вмешиваться в опасные дела. Он не пришел на помощь Чипке, чтобы спасти из рук карателей деда Власа.
Более того: он пренебрежительно относится к истязаемым москалями крестьянам. Можно по-разному объяснять причины духовной низости героев романа. Кто-то, вероятно, решающим будет считать несправедливый общественный порядок. Но, корни проблемы в другом.
И не только в извечных общечеловеческих принципах, собранных в библейских заповедях. В романе речь идет об украинцах — народе, лишенном собственной государственности, раскиданном и разорванном между империями. Общеизвестно, что ничто так не деморализует человека, как рабство.
В связи с этим один из исследователей произведения Афанасия Мирного писал: «Именно духовная анемия делала вчерашнее казачество «пропащей силой», и оно, подобно Чипке, или прибегало к анархическому бунту, деградировало до антисоциальной деятельности, или, как мать Чипки и Галя, сублимировало энергию лишь на сохранение семьи, приспосабливалось к обстоятельствам».