Выбор жизненного пути в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» Афанасия Мирного

Роман продолжил ряд произведений, в которых главным мотивом является активный поиск правды вместе с протестом, бунтом против того социального уклада, который существовал в то время. В произведении Афанасия Мирного фигурой, которая больше всех стремится к правде, является Чипка. Этот герой стал ярчайший примером типа людей, названных пропащей силой. Преисполненный наилучших идей, Чипка как-то незаметно для себя запутался в трущобе жизни, погряз в рутине разногласий и всю энергию свою, ум и дарования отдал делу неразумного протеста.

Роман

задуман как широкое полотно.

Автор начинает издалека, показывает, каким духовным наследством наделили главного героя предки, на каком социальном грунте он вырос. Сызмала уже просыпалась небольшая злость в его маленьком сердце и вместе с вопросом «где правда?» и неполучением ответа на него выросла в сердце огромнейшая злоба. Не нашел Чипка желанной правды ни в обществе, ни в государственных учреждениях, ни в окружении родных.

«Нет теперь ничего, нет, — говорит он после очередной попытки найти правду. — Пропало, все пропало. И добро, и душа пропала, так как нет правды в мире».

Когда этот этический

нигилизм крепко укореняется в душе, то и поиск правды потихонечку набирает только отрицательных черт, превратившись в протест против несправедливости, в месть обидчикам, которая разрастается в принципиальное пренебрежение всего общественного порядка: «Когда есть правда, то для всех пусть будет равная; когда нет, то всем нет!..». Социально-государственная несправедливость разрастается у Чипки со временем в какую-то абсолютную несправедливость, которая воцарилась над всем миром. «Куда не глянь, где не брось, — говорит он, — всюду несправедливость! Когда бы можно — весь бы этот мир выполол, и вырастил новый! Тогда бы, может, и правда настала!».

До такого максимализма выросла злость, которая когда-то была совсем небольшой. Протест вызван самой злостью и управляем этическим нигилизмом, что делает из Чипки преступника, бунтовщика против всех норм ненавистного порядка. «Разве мы режем?- оправдывается он, — мы только ровняем богатых с бедными». Чипка гибнет не только физически: он — а это значительно страшнее — гибнет морально.

Другой жизненный путь, и тоже далекий от счастья, избирает ровесник Чипки, близкий приятель его детских лет — Григорий. Круглый сирота, он еще в детстве испил большой ковш бед.

Рос он без материнской ласки и отцовской поддержки, питался черными, как земля, сухарями и радовался тому мизерному жалованью, которое получал от сельской общины за то, что ухаживал за овцами. В отличие от Чипки, который будучи еще совсем ребенком задумывался над причинами человеческой несправедливости, Григорий не обременял себя такими вопросами. Когда он подрос и ему пришлось распрощаться с овцами, парень вместе с другими бедняками отправился на заработки в поисках лучшей жизни. Григория во всег его злоключениях поддерживает желание стать хозяином. Меряя босыми ногами пыльные заробитчанские пути, он мысленно переносился в будущее, где видел собственный дом полный тепла.

Наймит тяжело работал, выпускал косу из рук только для обеда и сна. Земляки-мещане насмехались над его усердием, и Григорий не отправился осенью, как все, домой, а начал в Херсоне подрабатывать на разгрузках барж, косил камыш. Вернувшись в родное село, приобрел усадьбу, огород.

Теперь Григорию хотелось к своему добру привлечь и женщину, однако его сватанье потерпело полный провал. Неудача охладила пыл хозяйственного парня, и он женился на девушке, которая было ему ровней и была трудолюбивой девушкой Христей. Бросаются в глаза такие черты характера Григория, как равнодушие к судьбе других, эгоизм, старание не вмешиваться в опасные дела. Он не пришел на помощь Чипке, чтобы спасти из рук карателей деда Власа.

Более того: он пренебрежительно относится к истязаемым москалями крестьянам. Можно по-разному объяснять причины духовной низости героев романа. Кто-то, вероятно, решающим будет считать несправедливый общественный порядок. Но, корни проблемы в другом.

И не только в извечных общечеловеческих принципах, собранных в библейских заповедях. В романе речь идет об украинцах — народе, лишенном собственной государственности, раскиданном и разорванном между империями. Общеизвестно, что ничто так не деморализует человека, как рабство.

В связи с этим один из исследователей произведения Афанасия Мирного писал: «Именно духовная анемия делала вчерашнее казачество «пропащей силой», и оно, подобно Чипке, или прибегало к анархическому бунту, деградировало до антисоциальной деятельности, или, как мать Чипки и Галя, сублимировало энергию лишь на сохранение семьи, приспосабливалось к обстоятельствам».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Выбор жизненного пути в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» Афанасия Мирного