Вводные уроки по Тургеневу
«Свидание» И. С. Тургенева. Репродукция работы Елизаветы Бем из цикла «Типы из «Записок охотника» И. С. Тургенева. 1883 г.»
Первый урок посвящаем биографии. Рассказывая о Тургеневе, я все время выспрашиваю у школьников, что они уже знают. По ходу дела выделяю несколько моментов, которые понадобятся для работы.
Про семью, мать, порядки в доме, учителей, отношения с крепостными напоминаю по мере необходимости.
Ученье. Тут нажимаю на то, что Тургенев — типичный человек 40-х годов . В то время спешить было некуда, вот он и не спешил.
Учился там вполне успешно. Через год отец велел перевестись в Петербург, потому что там учился брат и жила вся семья. Доучился там. В 1837 поехал в Берлин — там опять учеба, предмет занятий — философия.
Заодно по Европе поездил, Италию — Францию посмотрел. Со Станкевичем и Бакуниным подружился. Вернулся в 1841 году, решил защититься. В Москве некому было принять магистерский экзамен по философии — поехал сдавать в Петербург.
Сдал и стал, между прочим, приблизительно кандидатом философии. И это надо будет иметь в виду, работая с «Отцами
Но заниматься философией далее не стал. Решил становиться постепенно писателем. Тоже этак неторопливо. В 1844 году написал поэму «Параша» . Вообще стихи у Тургенева не так уж и плохи. Роман с » Утро туманное, утро седое…» поют до сих пор.
Но только в 1847 году написан первый серьезный рассказ — «Хорь и Калиныч». Тургенев начал догадываться, что он, вероятно, прозаик.
Любовь. Тут и про крепостную любовь и дочку Пелагею придется рассказывать, и про Татьяну Бакунину, роман с которой был загублен философическим анализом движений души. И, естественно, про Полину Виардо . Тут делаю ударение на то, что в текстах Тургенева есть две страшные по своей мощи и безжалостности силы: природа и любовь. И лучше их не задирать — раздавят.
Плавно перевожу внимание аудитории именно на природу, на знакомый «Бежин луг». Записываем тургеневский афоризм: «Жить надо не выше болотной травы». По ходу дела уточняем, почему на болотах не растут высокие деревья . Выясняем, что это очень русская идея, может быть, даже специфически свойственная именно царствованию Николая I, когда высовываться было смертельно опасно.
Но Тургенев подвел под нее некую философскую идею. Она отразилась в стихотворении в прозе, где величественная женщина-Природа размышляет над усовершенствованием ножки блохи: нарушено равновесие, и враги стали слишком успешно охотиться на эту тварь. Человек-то думал, что Природу волнует будущее наших царств и цивилизаций, а тут такая мелочь… Однако ответ вполне поучителен: Природа не терпит нарушения равновесия.
Всякий, кто живет слишком ярко, слишком дерзко, будет неумолимо ликвидирован. Пример как раз «Бежин луг»: из всех детей гибнет тот, кто смеется над угрозами, которые таятся в ночной жизни. И Базаров тоже поплатился за излишнюю самоуверенность, причем на нем отыгрались обе злые силы: и любовь, и природа.
О злой, разрушительной силе любви Тургенев написал, например, «Вешние воды» . Рассказываю о том, как умирал Тургенев в Буживале, во флигеле, оставив Виардо практически все свое состояние . Как жил почти все время во Франции, только летом приезжал в Россию, хотя очень любил свое Спасское-Лутовиново: «Я ничего не знаю прелестнее старых орловских садов — и нигде на свете нет такого запаха, такой зелено-золотистой серости под чуть-чуть лепечущими липами в этих узких и длинных аллеях, заросших шелковистой травой и земляникою».
Обратная сторона медали: Тургенев знал близко, как приятелей, всех лучших европейских писателей того времени, особенно французских . Его любили и уважали, к его мнению прислушивались, и именно с Тургенева началось признание русской литературы в мире. Тургенев подсказывал издателям, что нужно перевести из русских новинок. И хотя отношения с некоторыми у Тургенева были натянутыми, он честно и благородно пропагандировал их творчество на Западе.
Мопассан о нем трогательно написал: «Он был прост, добр, в высшей степени прямодушен, обаятелен, как никто, предан необыкновенно своим друзьям, мертвым и живым».
Похоронили его — по завещанию — в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белинским. Всякая «прогрессивная молодежь», которая азартно потравливала его при жизни, как водится, устроила массовое шествие. Правительство, как водится, пыталось запрещать и «не пущать». Судьбу флигеля в Бужевиле в прошлом году пытались решить: Франция хочет его продать, а нам бы хотелось сохранить музей, но это дорого.
Чем дело кончилось, не знаю.
Описание событий в романах и других произведениях. Тут использую схему: «от рассказа к роману». Но, вероятно, как раз в этот момент закончится урок.
Домашнее задание. «Записки охотника». Как минимум — «Хорь и Калиныч» . Чтобы объяснить задание, надо бы успеть сказать, что 1846-1847 годы — время краткого русского «натурализма» .
И модно в те года было писать «физиологические очерки»: с научной точностью описывать типичный образ жизни той или иной социальной группы или структуры . И вот Тургенев вроде бы пишет такой очерк про мужика калужского и мужика орловского. Пусть прочитают и вкратце отследят все уровни «объяснения» характеров Хоря и Калиныча. Какой — один, и какой — другой?
Почему они такие?
Другой вариант домашнего задания давался, когда читали не один рассказ, а несколько: перечислить по пунктам все, что Тургенев имел против крепостного права.
Второй урок посвящаем очерку творчества и «Запискам охотника». Русский роман до Тургенева был явлением единичным и нетипичным. У Пушкина — в стихах, у Лермонтова — в подборке повестей, у Гоголя — ну какой это роман?
Пусть уж так и считается поэмой.
Русская повесть досталась Тургеневу в гораздо более вразумительном виде. И он, освоив рассказы, переходит на повести , а освоив повесть, создает практически заново русский роман. Тут уместно оговорить, чем различаются три эти эпических жанра.
В ходу есть несколько теорий, из них самая расхожая — чисто количественная. Нас она применительно к Тургеневу вполне устроит.
В рассказе выделяется какой-то один ключевой эпизод из жизни героя, и героев там мало, и время действия очень ограничено. В повести уже больше эпизодов, героев, пространства, времени, событий. Практически всегда в повести Тургенева стержневым событием будет любовь.
Чтобы из этого вышел роман, надо не только механически увеличить число элементов — надо добавить исторический фон и сделать его существенной составляющей повествования. «Частная судьба + история» — примерно такая формула у тургеневского романа. К тому же у него был дар — улавливать именно «типы» исторического времени. Он сам говорил: «Я старался воплотить «the body and pressure of time» . И еще — «быстро меняющуюся физиономию русского образованного слоя»».
Так ясно видеть эти русские типы мало кому было дано.
Называю романы в хронологическом порядке: «Рудин» , «Накануне» , «Дворянское гнездо» , » Отцы и дети» , «Дым» , «Новь» . Очень коротко говорю о каждом примерно так:
«Рудин» — о лишнем человеке; кстати, название этого типа принадлежит именно Тургеневу ; «Накануне» спровоцировал раскол в «Современнике», потому что Добролюбов посетовал в своей статье, что, мол, нет еще русского героя, который бы пошел супротив «внутренних турок», как Инсаров — супротив внешних. А Тургенев уже побывал в ссылке и не хотел крупных неприятностей, причем на ровном месте; «Дворянское гнездо» — самый лиричный из романов, тут больше всего любви, меньше — времени. И есть «тургеневская девушка» Лиза Калитина. Впрочем, тургеневские девушки были и в предыдущих романах.
Только в «Отцах и детях», как назло, их нет. И, кстати, единственный роман Тургенева, безоговорочно принятый публикой как шедевр. Только бедный Тургенев воспрянул духом и создал следующий шедевр — «Отцов и детей», как на него обрушились все идейные «деятели», да еще с обеих сторон; «Дым» — неудача. Бывает. Действие происходит за границей, и слишком много политических разговоров: тогда злободневных, теперь непонятных. «Новь» — в некотором роде попытка реабилитации в глазах русской «прогрессивной» молодежи . Главный герой — революционер.
Хотя такой ужасный недотепа. Я иногда пытаюсь рассказать эту историю и обращаю внимание на еще одну особенность Тургенева: он как-то видел связь между характером и внешностью человека. Говорил, что не может писать, пока не увидит героя буквально «во плоти».
Кстати, работая над романами, он заводил на каждого героя «формуляр», куда вносил все характерные детали . А потом раскидывал их по тексту так, чтобы герой сделался «как живой».
После очередного недоразумения с русской публикой Тургенев больше не писал романов. Несколько рассказов да «Стихотворения в прозе». Иногда я что-то из них читаю — под класс, под настроение.
Мистика его редко кому нравится и интересна. Дети спрашивают, был ли он верующим. Трудный вопрос. Есть несколько писем, где Тургенев вроде бы признается в безверии — смиренно, с сожалением.
Философия его изрядно заморочила, сдается мне. Насколько это его «последнее слово» — кто ж знает. Вот пример из письма графине Евгении Ламберн: «Естественность смерти гораздо страшнее ее внезапности или необычности. Одна религия может победить этот страх… Но сама религия должна стать естественной потребностью в человеке, — а у кого ее нет — тому остается только с легкомыслием или с стоицизмом отворачивать глаза…
Но неужели тут конец! Неужели смерть есть не что иное, как последнее отправление жизни? — Я решительно не знаю, что думать — и только повторяю: «счастливы те, которые верят!»» декабря 1861). И еще цитата: «Имеющий веру имеет все и ничего потерять не может, а кто ее не имеет, тот ничего не имеет, и это я чувствую тем глубже, что сам принадлежу к неимущим.
Но я еще не теряю надежды».
Есть и такая история. Как-то в одной из деревень, принадлежавших Тургеневу, сгорел кабак. Крестьяне пришли к барину с просьбой: пусть бы он поставил им часовню.
Тогда — по закону — новый кабак вблизи ставить уже было нельзя, а крестьян кабатчик разорял . Тургенев выслушал их и построил церковь.
Но это уже все про зрелого писателя-романиста. А начинал он все-таки с рассказов, с «Записок охотника», и эта книга ему тоже удалась. Вкратце вспоминаем историю создания, клятву покончить с крепостным правом.
Обращаю внимание на удивительную цензурную судьбу «Записок»: каждый рассказ в отдельности спокойно издавался. Над Тургеневым смеялись и шутили: мол, охотник этот не столько стреляет, сколько глазеет на облака, на деревца, на птичек… Но когда вышел сборник , Тургеневу не поздоровилось.
Его сослали на год в Спасское. Формально — за некролог по Гоголю, по сути — за крамольную книгу. Сработал эффект «марсианских каналов»: в каждом рассказе есть некая линия, направленная против крепостничества.
Однако неискушенная еще цензура ее успешно пропускала, потому что автор нигде не пускается в прямые рассуждения, обличения, комментарии . Он с равнодушным видом каждый раз переключался на охоту, на погоду, ронял сквозь зубы: больше, мол, мы не встречались… А вот когда таких черточек набралось тридцать с лишним — тут все увидели «канал».
Кстати, очень интересный вопрос: какую роль играет тут природа? Зачем нужны огромные, дивной красоты пейзажи в антикрепостнических рассказах? Ответ стоит дорого . Тут Тургенев добивается очень непростого эффекта, построенного на контрасте.
Природа совершенна и прекрасна. И если долго ее созерцать, глаз очищается, настраивается на истинную гармонию. А потом переводится на человеческий сюжет — и все его уродство, дикость, мерзость бросаются в глаза сами собой.
Автору ничего не нужно комментировать.
Если говорить об аспектах неприятия крепостного права, тут всегда обращают внимание, во-первых, на то, что крепостное право уродует и крепостных, и дворян. А во-вторых, что мужики для Тургенева изображаются «на равных» с господами — как люди. «Не выразители тяжелого положения народа, а личности, обреченные быть собственностью».
Итак, «Хорь и Калиныч». Спрашиваю сначала по тексту про одного и про другого, уточняю, как характеры эти мужиков зависят от их отношений с помещиками . И почему так по-разному складываются экономические отношения между крепостными и помещиками в двух соседних губерниях . И богатейший чернозем становится проклятьем для крестьян.
Все вроде бы ясно. После этого задаю вопрос: а что, такие люди, как Калиныч, бывают только среди орловских мужиков? Нет ли в нем общечеловеческих каких-то черт? Описываем этот романтический тип, который в разных условиях проявится по-разному, но все-таки встречается и до сих пор.
И тогда следующий вопрос: а видел ли Тургенев такой же общечеловеческий тип в Хоре? На кого он сделал похожим этого героя? Как выясняется, на Сократа.
Вот таким образом Тургенев и похоронил «физиологический очерк»: за конкретными условиями жизни для него всегда скрывались какие-нибудь «гамлеты и дон-кихоты», вечные и повсеместные.
Домашнее задание Связано уже с «Отцами и детьми». Здесь можно идти медленно, прямо за текстом, и поэтому я не проверяю, прочитан ли роман весь целиком. Задаю на следующий урок первые шесть глав . Общее письменное задание: зафиксировать, сколько поколений присутствует в романе.
Прямо перечислить, начиная от самых старших — и до самых младших. В расчет брать не только действующих, но и упомянутых. Второе задание можно раздать по группам . Мы говорили про тургеневские «формуляры» на всех героев.
Берем Базарова, Николая и Павла Кирсановых, Прокофьича, Петра, можно еще Аркадия и Фенечку и составляем на них такой формуляр задним числом, отмечая, из каких деталей Тургенев «собирал» этих героев.