Вводные уроки по Тургеневу

“Свидание” И. С. Тургенева. Репродукция работы Елизаветы Бем из цикла “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева. 1883 г.”

Первый урок посвящаем биографии. Рассказывая о Тургеневе, я все время выспрашиваю у школьников, что они уже знают. По ходу дела выделяю несколько моментов, которые понадобятся для работы.

Про семью, мать, порядки в доме, учителей, отношения с крепостными напоминаю по мере необходимости.

Ученье. Тут нажимаю на то, что Тургенев – типичный человек 40-х годов . В то время спешить было некуда, вот он и не

спешил. В 1833 году поступил в Московский университет на словесный факультет.

Учился там вполне успешно. Через год отец велел перевестись в Петербург, потому что там учился брат и жила вся семья. Доучился там. В 1837 поехал в Берлин – там опять учеба, предмет занятий – философия.

Заодно по Европе поездил, Италию – Францию посмотрел. Со Станкевичем и Бакуниным подружился. Вернулся в 1841 году, решил защититься. В Москве некому было принять магистерский экзамен по философии – поехал сдавать в Петербург.

Сдал и стал, между прочим, приблизительно кандидатом философии. И это надо будет иметь в виду, работая с “Отцами

и детьми”: Тургенев – профессиональный философ. Он в этом деле разбирается отлично, даже если деликатно не выставляет свою компетентность на всеобщее обозрение.

Но заниматься философией далее не стал. Решил становиться постепенно писателем. Тоже этак неторопливо. В 1844 году написал поэму “Параша” . Вообще стихи у Тургенева не так уж и плохи. Роман с ” Утро туманное, утро седое…” поют до сих пор.

Но только в 1847 году написан первый серьезный рассказ – “Хорь и Калиныч”. Тургенев начал догадываться, что он, вероятно, прозаик.

Любовь. Тут и про крепостную любовь и дочку Пелагею придется рассказывать, и про Татьяну Бакунину, роман с которой был загублен философическим анализом движений души. И, естественно, про Полину Виардо . Тут делаю ударение на то, что в текстах Тургенева есть две страшные по своей мощи и безжалостности силы: природа и любовь. И лучше их не задирать – раздавят.

Плавно перевожу внимание аудитории именно на природу, на знакомый “Бежин луг”. Записываем тургеневский афоризм: “Жить надо не выше болотной травы”. По ходу дела уточняем, почему на болотах не растут высокие деревья . Выясняем, что это очень русская идея, может быть, даже специфически свойственная именно царствованию Николая I, когда высовываться было смертельно опасно.

Но Тургенев подвел под нее некую философскую идею. Она отразилась в стихотворении в прозе, где величественная женщина-Природа размышляет над усовершенствованием ножки блохи: нарушено равновесие, и враги стали слишком успешно охотиться на эту тварь. Человек-то думал, что Природу волнует будущее наших царств и цивилизаций, а тут такая мелочь… Однако ответ вполне поучителен: Природа не терпит нарушения равновесия.

Всякий, кто живет слишком ярко, слишком дерзко, будет неумолимо ликвидирован. Пример как раз “Бежин луг”: из всех детей гибнет тот, кто смеется над угрозами, которые таятся в ночной жизни. И Базаров тоже поплатился за излишнюю самоуверенность, причем на нем отыгрались обе злые силы: и любовь, и природа.

О злой, разрушительной силе любви Тургенев написал, например, “Вешние воды” . Рассказываю о том, как умирал Тургенев в Буживале, во флигеле, оставив Виардо практически все свое состояние . Как жил почти все время во Франции, только летом приезжал в Россию, хотя очень любил свое Спасское-Лутовиново: “Я ничего не знаю прелестнее старых орловских садов – и нигде на свете нет такого запаха, такой зелено-золотистой серости под чуть-чуть лепечущими липами в этих узких и длинных аллеях, заросших шелковистой травой и земляникою”.

Обратная сторона медали: Тургенев знал близко, как приятелей, всех лучших европейских писателей того времени, особенно французских . Его любили и уважали, к его мнению прислушивались, и именно с Тургенева началось признание русской литературы в мире. Тургенев подсказывал издателям, что нужно перевести из русских новинок. И хотя отношения с некоторыми у Тургенева были натянутыми, он честно и благородно пропагандировал их творчество на Западе.

Мопассан о нем трогательно написал: “Он был прост, добр, в высшей степени прямодушен, обаятелен, как никто, предан необыкновенно своим друзьям, мертвым и живым”.

Похоронили его – по завещанию – в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белинским. Всякая “прогрессивная молодежь”, которая азарт­но потравливала его при жизни, как водится, устроила массовое шествие. Правительство, как водится, пыталось запрещать и “не пущать”. Судьбу флигеля в Бужевиле в прошлом году пытались решить: Франция хочет его продать, а нам бы хотелось сохранить музей, но это дорого.

Чем дело кончилось, не знаю.

Описание событий в романах и других произведениях. Тут использую схему: “от рассказа к роману”. Но, вероятно, как раз в этот момент закончится урок.

Домашнее задание. “Записки охотника”. Как минимум – “Хорь и Калиныч” . Чтобы объяснить задание, надо бы успеть сказать, что 1846-1847 годы – время краткого русского “натурализма” .

И модно в те года было писать “физиологические очерки”: с научной точностью описывать типичный образ жизни той или иной социальной группы или структуры . И вот Тургенев вроде бы пишет такой очерк про мужика калужского и мужика орловского. Пусть прочитают и вкратце отследят все уровни “объяснения” характеров Хоря и Калиныча. Какой – один, и какой – другой?

Почему они такие?

Другой вариант домашнего задания давался, когда читали не один рассказ, а несколько: перечислить по пунктам все, что Тургенев имел против крепостного права.

Второй урок посвящаем очерку творчества и “Запискам охотника”. Русский роман до Тургенева был явлением единичным и нетипичным. У Пушкина – в стихах, у Лермонтова – в подборке повестей, у Гоголя – ну какой это роман?

Пусть уж так и считается поэмой.

Русская повесть досталась Тургеневу в гораздо более вразумительном виде. И он, освоив рассказы, переходит на повести , а освоив повесть, создает практически заново русский роман. Тут уместно оговорить, чем различаются три эти эпических жанра.

В ходу есть несколько теорий, из них самая расхожая – чисто количественная. Нас она применительно к Тургеневу вполне устроит.

В рассказе выделяется какой-то один ключевой эпизод из жизни героя, и героев там мало, и время действия очень ограничено. В повести уже больше эпизодов, героев, пространства, времени, событий. Практически всегда в повести Тургенева стержневым событием будет любовь.

Чтобы из этого вышел роман, надо не только механически увеличить число элементов – надо добавить исторический фон и сделать его существенной составляющей повествования. “Частная судьба + история” – примерно такая формула у тургеневского романа. К тому же у него был дар – улавливать именно “типы” исторического времени. Он сам говорил: “Я старался воплотить “the body and pressure of time” . И еще – “быстро меняющуюся физиономию русского образованного слоя””.

Так ясно видеть эти русские типы мало кому было дано.

Называю романы в хронологическом порядке: “Рудин” , “Накануне” , “Дворянское гнездо” , ” Отцы и дети” , “Дым” , “Новь” . Очень коротко говорю о каждом примерно так:

“Рудин” – о лишнем человеке; кстати, название этого типа принадлежит именно Тургеневу ; “Накануне” спровоцировал раскол в “Современнике”, потому что Добролюбов посетовал в своей статье, что, мол, нет еще русского героя, который бы пошел супротив “внутренних турок”, как Инсаров – супротив внешних. А Тургенев уже побывал в ссылке и не хотел крупных неприятностей, причем на ровном месте; “Дворянское гнездо” – самый лиричный из романов, тут больше всего любви, меньше – времени. И есть “тургеневская девушка” Лиза Калитина. Впрочем, тургеневские девушки были и в предыдущих романах.

Только в “Отцах и детях”, как назло, их нет. И, кстати, единственный роман Тургенева, безоговорочно принятый публикой как шедевр. Только бедный Тургенев воспрянул духом и создал следующий шедевр – “Отцов и детей”, как на него обрушились все идейные “деятели”, да еще с обеих сторон; “Дым” – неудача. Бывает. Действие происходит за границей, и слишком много политических разговоров: тогда злободневных, теперь непонятных. “Новь” – в некотором роде попытка реабилитации в глазах русской “прогрессивной” молодежи . Главный герой – революционер.

Хотя такой ужасный недотепа. Я иногда пытаюсь рассказать эту историю и обращаю внимание на еще одну особенность Тургенева: он как-то видел связь между характером и внешностью человека. Говорил, что не может писать, пока не увидит героя буквально “во плоти”.

Кстати, работая над романами, он заводил на каждого героя “формуляр”, куда вносил все характерные детали . А потом раскидывал их по тексту так, чтобы герой сделался “как живой”.

После очередного недоразумения с русской публикой Тургенев больше не писал романов. Несколько рассказов да “Стихотворения в прозе”. Иногда я что-то из них читаю – под класс, под настроение.

Мистика его редко кому нравится и интересна. Дети спрашивают, был ли он верующим. Трудный вопрос. Есть несколько писем, где Тургенев вроде бы признается в безверии – смиренно, с сожалением.

Философия его изрядно заморочила, сдается мне. Насколько это его “последнее слово” – кто ж знает. Вот пример из письма графине Евгении Ламберн: “Естественность смерти гораздо страшнее ее внезапности или необычности. Одна религия может победить этот страх… Но сама религия должна стать естественной потребностью в человеке, – а у кого ее нет – тому остается только с легкомыслием или с стоицизмом отворачивать глаза…

Но неужели тут конец! Неужели смерть есть не что иное, как последнее отправление жизни? – Я решительно не знаю, что думать – и только повторяю: “счастливы те, которые верят!”” декабря 1861). И еще цитата: “Имеющий веру имеет все и ничего потерять не может, а кто ее не имеет, тот ничего не имеет, и это я чувствую тем глубже, что сам принадлежу к неимущим.

Но я еще не теряю надежды”.

Есть и такая история. Как-то в одной из деревень, принадлежавших Тургеневу, сгорел кабак. Крестьяне пришли к барину с просьбой: пусть бы он поставил им часовню.

Тогда – по закону – новый кабак вблизи ставить уже было нельзя, а крестьян кабатчик разорял . Тургенев выслушал их и построил церковь.

Но это уже все про зрелого писателя-романиста. А начинал он все-таки с рассказов, с “Записок охотника”, и эта книга ему тоже удалась. Вкратце вспоминаем историю создания, клятву покончить с крепостным правом.

Обращаю внимание на удивительную цензурную судьбу “Записок”: каждый рассказ в отдельности спокойно издавался. Над Тургеневым смеялись и шутили: мол, охотник этот не столько стреляет, сколько глазеет на облака, на деревца, на птичек… Но когда вышел сборник , Тургеневу не поздоровилось.

Его сослали на год в Спасское. Формально – за некролог по Гоголю, по сути – за крамольную книгу. Сработал эффект “марсианских каналов”: в каждом рассказе есть некая линия, направленная против крепостничества.

Однако неискушенная еще цензура ее успешно пропускала, потому что автор нигде не пускается в прямые рассуждения, обличения, комментарии . Он с равнодушным видом каждый раз переключался на охоту, на погоду, ронял сквозь зубы: больше, мол, мы не встречались… А вот когда таких черточек набралось тридцать с лишним – тут все увидели “канал”.

Кстати, очень интересный вопрос: какую роль играет тут природа? Зачем нужны огромные, дивной красоты пейзажи в антикрепостнических рассказах? Ответ стоит дорого . Тут Тургенев добивается очень непростого эффекта, построенного на контрасте.

Природа совершенна и прекрасна. И если долго ее созерцать, глаз очищается, настраивается на истинную гармонию. А потом переводится на человеческий сюжет – и все его уродство, дикость, мерзость бросаются в глаза сами собой.

Автору ничего не нужно комментировать.

Если говорить об аспектах неприятия крепостного права, тут всегда обращают внимание, во-первых, на то, что крепостное право уродует и крепостных, и дворян. А во-вторых, что мужики для Тургенева изображаются “на равных” с господами – как люди. “Не выразители тяжелого положения народа, а личности, обреченные быть собственностью”.

Итак, “Хорь и Калиныч”. Спрашиваю сначала по тексту про одного и про другого, уточняю, как характеры эти мужиков зависят от их отношений с помещиками . И почему так по-разному складываются экономические отношения между крепостными и помещиками в двух соседних губерниях . И богатейший чернозем становится проклятьем для крестьян.

Все вроде бы ясно. После этого задаю вопрос: а что, такие люди, как Калиныч, бывают только среди орловских мужиков? Нет ли в нем общечеловеческих каких-то черт? Описываем этот романтический тип, который в разных условиях проявится по-разному, но все-таки встречается и до сих пор.

И тогда следующий вопрос: а видел ли Тургенев такой же общечеловеческий тип в Хоре? На кого он сделал похожим этого героя? Как выясняется, на Сократа.

Вот таким образом Тургенев и похоронил “физиологический очерк”: за конкретными условиями жизни для него всегда скрывались какие-нибудь “гамлеты и дон-кихоты”, вечные и повсеместные.

Домашнее задание Связано уже с “Отцами и детьми”. Здесь можно идти медленно, прямо за текстом, и поэтому я не проверяю, прочитан ли роман весь целиком. Задаю на следующий урок первые шесть глав . Общее письменное задание: зафиксировать, сколько поколений присутствует в романе.

Прямо перечислить, начиная от самых старших – и до самых младших. В расчет брать не только действующих, но и упомянутых. Второе задание можно раздать по группам . Мы говорили про тургеневские “формуляры” на всех героев.

Берем Базарова, Николая и Павла Кирсановых, Прокофьича, Петра, можно еще Аркадия и Фенечку и составляем на них такой формуляр задним числом, отмечая, из каких деталей Тургенев “собирал” этих героев.

Оксана Смирнова, Учитель русского языка и литературы Московской “Традиционной гимназии”



Сочинение по творчестве гоголя.
Сейчас вы читаете: Вводные уроки по Тургеневу