Второстепенные персонажи в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»
На уроках литературы мы читали и анализировали Комедию А. П. Чехова Вишневый сад. Показывая быть дворянской усадьбы, автор знакомит нас с целой группой, коем образом связанных с ней. Это наряду с лакеем Яшей конторщик Епиходов, помещик Сесеонов-Пищик, горничная Дуняша, экономка Варя, гувернантка Шарлотта и лакей Фирс.
Главным образом они играют роль усиления трагедий и комическое начало произведения.
Дуняша и Яша являются показательным примером несоответствия поведения и высказываний героев с их положением. Горничная говорит о себе
Фирс не без оснований предупреждает ее: «Закрутишься ты…» Если Дуняша своим поведение вызывает добродушную улыбку, то образ Яши производит отталкивающее впечатление. Это — развращенный бездельем и жизнью в Париже лакей. В ресторанах он требует, что бы ему приносили только самые дорогие кушанья несмотря
Он совершенно не любит свою родину, называя ее «страна необразованная». «Насмотрелся на невежество — будет с меня»,- заявляет он, прося Раневскую снова взять его в Париж. А его фраза: «Вив ла Франс!» вызывает насмешку и презрение. Яша, по парижской привычке, курит сигары и пьет шампанское, а дома, на родине, грубо кричит на Фирса и не желает видеть свою крестьянку-мать.
Комичное и в то же время грустное впечатление производит в пьесе образ Епиходова, конторщика вишневого сада. Он считает себя «развитым человеком», читает «разные замечательные книги», но с трудом выражает свои мысли. Его желание выражаться книжными фразами приводят к построению самых сумбурных фраз, состоящих из вводных слов и лишенных всякого смысла: «Конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние чувства». Дуняша дает подходящую характеристику бессвязного языка Епиходова: «Хорошо и чувствительно, только непонятно». Также конторщик все делает невпопад, неуклюже, за что получил прозвище «двадцать два несчастья».
Он постоянно сетует на то, что у него ничего не получается и валится из рук.
Симеонов-Пищик — помещик, суматошный человек, ни на шаг не отступающий от своего амплуа. Каждый раз, появляясь на сцене, он неизменно просит денег и рассказывает о дочери Дашеньке. Пищик — фигура комическая без всяких оговорок, смешна даже его сокращенная фамилия.
Он, как клоун, который, выходя на сцену, должен обязательно показать новый номер. В первом действии Пищик зачем-то глотает пилюли Любови Андреевны, серьезно констатируя: «Все пилюли принял», в третьем — восхищается Шарлоттой, при этом не утруждая себя изысканными фразами, все его похвалы сводятся к словам «Вы подумайте!» Но он и деликатен , честен , и чувствителен . Но все же он — душевный, добрый человек, в целом так похожий на Гаева, который над Пищиком смеется.
Довольно интересную роль в пьесе играет высокомерная Шарлотта Ивановна, мастерица выворачивать все серьезное на шуточный лад. Но у нее прорываются горестные реплики: «Так хочется поговорит!», а не с кем…» Здесь чувствуется что-то от Раневской. Шарлотте не знает, кто она, сколько ее лет, зачем она здесь: «Кто я, зачем я, неизвестно…» Возникает ощущение ее ненадобности. Но именно Шарлотта со своими фокусами, чревовещанием, цирковыми номерами подчеркивает комедийность ситуации. В то время, когда Решается судьба вишневого сада, она с весело демонстрирует фокусы.
Все это еще раз доказывает, что А. П. Чехов не напрасно ввел в пьесу такое количество второстепенных героев, ведь они играют важную роль своим присутствием — усиливают трагизм произведения. Также немаловажным является создание своими большей комичности в начале произведения.