Стихотворение Н. А. Некрасова «О, Муза! Я у двери гроба…»
«Муза мести и печали»,— так определил Некрасов общий характер своей поэзии. Мотивы «мести», призывы к борьбе с угнетателями, тесно переплетенные с мотивами «печали», с жалобами на тяжелое положение, составляли сущность народных песен, в которых изливалась душа народа, проявлялся самый склад его поэтического мышления. Говоря о «печальных песнях» русского народа, Некрасов причислял себя к «горемыкам-певцам», чьи «унылые песни» и по содержанию, и по форме обусловлены самой жизнью русского народа.
Некрасовская
Я у двери гроба…», которое представляет собой размышление над творчеством, его итоговую оценку. Оно относится к классической теме поэта и поэзии. Поэт создает еще более емкий и экспрессивный образ
Содержанием произведений поэта служит сама русская жизнь во всем многообразии ее проявлений. Художественная форма стихотворения соответствует истинно русскому содержанию. Некрасов с любовью обращает свои взоры к «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музе».
В стихотворении есть вспомогательный образ крови, который включается в сферу притяжения Музы. В таком контексте особый смысл приобретают определения желанного союза «честных сердец» и поэта, и этому единению не даст порваться Муза. «Живой, кровный союз» — настоящий союз лирического героя и людей, которые поймут его поэзию и примут ее. Говоря об изобразительно-выразительных средствах, следует отметить, что автор использует эпитеты: «живой, кровный союз», «бледная Муза»; перифраза — «честные сердца», «у двери гроба». В стихотворение мы видим обилие восклицательных предложений, что говорит о большой эмоциональности лирического героя — «О, Муза!
Я у двери гроба!», «Не плачь!», или: …меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Таким образом, данное произведение является своеобразным итогом раздумий Некрасова о своем творчестве. Здесь выражается надежда поэта на то, что «не наругаются» над ним современники, а, наоборот, найдут ту глубину русской действительности, многообразие ее проявлений, которые хотел открыть поэт.