Уроки «Матрениного двора»
Начинаем беседу по рассказу с обсуждения слова «двор». От привычного ребятам значения приходим к пониманию того, что в заглавии рассказа имеется в виду «дом» . С какими же ассоциациями связано у ребят слово «дом»? , добро, любовь…)
Затем открываем афоризмы, предварительно написанные на доске и закрытые во время обсуждения первого вопроса:
«Дом там, где наше сердце» .
«Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным расположением. Есть другие — неправильные снаружи, но жить в которых так уютно. То же
«Дом человека — его замок» .
«Тот счастливейший из всех, будь то король или крестьянин, кто обрел мир в собственном доме» .
«Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там» .
— Как вы понимаете высказывания великих людей? Чем им дорог дом?
— Рассказчик Солженицына тоже пытается найти свой дом. Почему ему приходится его искать?
— Где он пытается найти дом?
— Как вы понимаете это выражение?
— Прочитайте описание дома, в который попадает рассказчик. Почему он не хочет никуда больше селиться? Почему ему
— Поэтично звучит название села, и так же поэтично, по-русски, по-деревенски, зовут хозяйку избы — Матрена. Какой прием использует Солженицын при их описании?
— Почему возникло такое противопоставление?
— Какой мы видим Матрену при первой встрече? Только ли болезнь виновата во всех бедах? Что пришлось пережить Матрене в своем доме?
Чем была заполнена ее жизнь?
— Почему же дом — святая святых — стал разрушаться? Кто скрашивает одиночество героини?
— Кто виноват в бедственном положении людей в деревне? Выберите правильную, с вашей точки зрения, версию: 1) форс-мажорные обстоятельства ; 2) сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из нее вырваться; 3) бесконечная покорность и терпение народа; 4) равнодушие, злоба среди людей; 5) государственное устройство, власть, для которой простые люди — крепостные; 6) изуродованные отношения между родственниками.
— Наверное, во многом виноваты сами люди, но и власти уже многие годы в России «оторваны от народа». Докажите это текстом повести.
— К чему все это ведет? Меняются люди или остаются прежними? Докажите примерами из текста.
Затем обращаемся к новой серии афоризмов . Предложим ребятам выбрать те из них, которыми можно рассказать о Матрене и людях, ее окружающих, и объяснить свой выбор.
«Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам» . «Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию» . «Только сердце делает человеком — все остальное вздор» . «Человек хуже зверя, когда он зверь» . «Алчная душа всем злым делам начало» . «Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил» . «Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя» . «Побудительные причины — вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно» . «Когда исходят из выгоды, то множат злобу» . «Сильные люди всегда просты» .
Обсуждение вариантов всегда бывает очень увлекательным, поэтому нужно запланировать достаточно времени для этой работы. Она станет прологом к постановке проблемных вопросов.
— Сильный ли человек Матрена? Если да, то в чем ее сила? Плиний Младший утверждал, что «хорошие люди слабее плохих».
Согласны ли вы с этой мыслью? Может быть, философ прав, ведь Матрене не оказалось места среди ее односельчан?
— Одно из названий повести — «Не стоит село без праведника». Кто же такой праведник? Назовите черты, присущие такому человеку Почему рассказчик называет праведником Матрену?
— Как вы считаете, есть ли сейчас люди, похожие на Матрену?
Домашнее задание. Сочинение «Нужны ли такие люди, как Матрена, моим современникам?».