Пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку
До сих пор известно было пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку. Они относятся к разным периодам ее жизни и одинаково свидетельствуют о том исключительном значении, которое имело для нее явление Блока. А что он занимал особенное место в жизни всего предреволюционного поколения, доказывать не приходится.
Первое стихотворение — ответ на «мадригал» Блока — было уже рассмотрен выше.
Второе — поминальное, написано в августе 1921г. непосредственно после похорон Блока на Смоленском кладбище 10 августа . В нем Ахматова
А Смоленская нынче именинница, Синий ладан над травою стелется, И струится пенье панихидное, Не печальное нынче, а светлое. И приводят румяные вдовушки На кладбище мальчиков и девочек Поглядеть на могилы отцовские. А кладбище — роща соловьиная, От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице, Принесли святой богородице На руках во гробе серебряном Наше солнце, в муке погасшее, Александра,
Этим ограничиваются стихи Ахматовой, современные Блоку, которые были известны до сих пор. Три последних стихотворения, были написаны в 1944-1960 гг., через много лет после смерти, и содержат в поэтической форме воспоминание и оценку, дистанцированную во времени, претендующую на историческую объективность, хотя и личную по тону. первое и третье написаны и 1944-1960 гг., второе присоединено к ним в 1960 г. и в дальнейшем вошло в состав одного с ними цикла «Три стихотворения» . Первое: » Пора забыть верблюжий этот гам…», озаглавленное первоначально «Отрывок из дружеского послания», представляет прощание с Ташкентом и с ориентальными темами периода эвакуации. Поэтесса возвращается на родину, и родной среднерусский пейзаж Слепнева и Шахматова связывается в ее воображении с именем Блока, воспевшего красоту родной земли: И помнит Рогачевское шоссе Разбойный посвист молодого Блок.
Аллюзия понятна только при пристальном знакомстве с блоковской поэзией.
Его стихотворение «Осенняя воля» , написанное в июле 1905 г. , помечено автором : Рогачевское шоссе. Третье стихотворение цикла, помеченное в рукописи 7 июня 1946 г. , написано Ахматовой в самые тяжелые годы ее жизни и отмечено аллюзией на стихотворение Блока из трагического цикла «Пляски смерти». 13 февраля 1921 г. на многолюдном юбилейном собрании в Доме литераторов с речью «О назначении поэта», которая начинается и заканчивается «веселым именем Пушкина «.
С этим последним выступлением Блока, на котором посвященное Пушкинскому Дому , — на него Ахматова намекает в своих стихах: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Как памятник началу века Там этот человек стоит Когда он Пушкинскому Дому, Прощаясь, помахал рукой И принял смертную истому Как незаслуженный покой
Поэзия Анны Ахматовой не исчерпывается теми немногими чертами, которые мы отметили в своей работе. Конечно, было бы рискованным и едва ли целесообразным настаивать на достоверности всех приведенных в этой работе соответствий или именно на той степени достоверности отдельных сопоставлений, которые кажутся наиболее естественными автору. Лирика поэтов-символистов родится из духа музыки, он напевна, мелодична, ее двойственность заключается в музыкальной значительности.
Слова убеждают не как понятия, не логическим своим содержанием, а создают настроение, соответствующее их музыкально ценности.
Кажется, раньше слов звучит в воображении поэта напев, мелодия, из которой рождаются слова. В противоположность этому стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны; при чтении они не поются и не легко было бы положить их на музыку. Конечно, это не значит, что в них отсутствует элемент музыкальный, но он не преобладает, не предопределяет собой всего словесного строения стихотворения. и он носит иной характер, чет в лирики Блока. Там — певучесть песни, мелодичность, здесь — нечто сходное по впечатлению с прозрачными и живописными гармониями у Дебюсси.
Необходимо подчеркнуть, что «блоковский» текст Ахматовой начал складываться до того времени, как личные отношения поэтов стали особенно значимыми, и не распался бесследно, когда эти отношения утратили свое прежнее значение и даже, когда умер Блок, Уже одиночестве, до самого конца своей жизни, Ахматова продолжала вести свою партию, диалогизируя ее и тем самым — как свои ранние, так и блоковские стихи; претворяя факты обычного мира в элементы поэтического текста.
Из убеждения в том, что этот диалог есть бывшая реальность, следует признание наличия «блоковского» текста в поэзии Ахматовой и признание возможности на основании этого текста реконструировать «поэтическую биографию», которая оказывается то шире, то уже, но всегда глубже, чем так называемая «интимная» биография. Явные, тайные и даже мнимые переклички между поэтическими текстами Ахматовой и Блока, собственно, и создавали эту основу, на которой возникла, а, возникнув, доказывалась «легенда о романе», в которой «сознание читателя соединило образы обоих поэтов-мифов серебряного века русской поэзии по тем же, в сущности, законам, что управляют порождением сюжета в любом фольклорном тексте.» .
Даже если эти переклички и их интерпретации не свидетельствуют ни о чем другом и лишь оформляют сферу «легендарного «, то и в этом случае они исключительно важны как любопытная страница совместного читательского восприятия двух поэтов Глубинное отношение Ахматовой к творчеству Блока проявилось не в ее воспоминаниях, а в ее поэзии, во всей ее художественной системе. По своему духу и поэтике Ахматова, особенно в ранний период, была далека от Блока и шла собственным путем. Поэзию Ахматовой соединяла с поэзией Блока не столь явная преемственность, творческая эстафета, сколько «диалектическая связь — зависимость, проявляющаяся в отталкивании и преодолении» Однако важным свидетельством о восприятии Ахматовой Блока в разные периоды ее жизни является также прямое содержание ее стихотворений, относящихся к поэту.