Сложный мир взаимоотношений взрослого и ребенка
В рассказе «Цифры» автор рассказывает своему племяннику историю одной ссоры, произошедшей между ними несколько лет назад. Ссорились они часто, но этот случай оказался особенно памятным. В этот раз дядя и племянник очень сложно шли к примирению и взаимопониманию.
Чувство вины перед ребенком, видимо, не давало покоя рассказчику. К тому же эта история оставила много вопросов, на которые надо было искать ответы.
Почему так сложны бывают порой взаимоотношения детей и взрослых? В чем причина конфликтов?
Мир детей и взрослых, их понимание
Но они сами иногда не знают, где граница между строгостью и несдержанной раздражительностью, между баловством и чуткостью к душе маленького человека.
Ребенок живет эмоциями, чувствами. Он не умеет их скрывать и управлять ими. Его можно заставить подчиняться, но нельзя заставить забыть свою мечту, нельзя
Дядя пообещал своему племяннику купить книжки, пенал и карандаши. Но на следующий день ему не хотелось ехать в город, и он отдаляет осуществление мечты маленького человека. А мечта уже захватила всю его душу!
Он уже не может отказаться от радости «иметь собственные цветные карандаши, выучиться читать, рисовать и писать цифры». А дяде и в город не хочется, и цифры показать просто лень! И ребенок поднимает бунт: с громкими криками, топаньем ногами и подчеркнутым непослушанием. А за непослушанием, как водится, следует наказание. Но ребенок не понимает, за что он наказан.
Это ведь его обманули — не исполнили обещанного. Это у него отобрали радость познания нового. А ведь это ничего не стоило «строгому и справедливому дяде»!
Пока взрослые «выдерживали характер», ребенок смирялся со своей обидой.
Но зато сколько было радости, деликатности и покорности, когда примирение состоялось, и мальчик старательно выводил цифры, «полные какого-то божественного значения». «Цифры! Я понимаю, что это счастье», — скажет внуку бабушка, пытаясь начать примирение. Может быть, с этого слова, с понимания того, что есть счастье для другого, и начинается соприкосновение двух миров — детей и взрослых — и их мирное и радостное сосуществование.