Литература и профильная школа — роман с продолжением?
Словосочетание «профильная школа» в последнее время по индексу цитируемости в образовательном сообществе уступит разве только что словосочетанию «Единый государственный экзамен». Между тем, как оказывается на практике, в него вкладываются разные смыслы. Коль скоро наш тематический номер посвящается профильной школе, стоит пояснить, что стоит за этим понятием.
О профильной школе начали говорить в конце 2001 года, когда появилось распоряжение Правительства РФ № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования
Сразу отметим, что понятия «профильная школа» и «профильное обучение» — не синонимы. Профильное обучение — это, если хотите,
Не посещая профильную школу, он будет при этом получать профильное образование.
Эксперимент по введению профильного обучения начался сразу после принятия «Концепции…» и, в соответствии с приказом Министерства образования № 2757 от 26.06.2003, «с 2006/07 учебного года должен начаться широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Иными словами, всех нас если не затронула, то в скором времени затронет проблема профильной школы и более конкретные вопросы: Как преподавать литературу в условиях профильного обучения? Не обернется ли для литературы намечающийся союз браком поневоле?
Будет ли у этого романа продолжение — и какое?
Понятно, что переход к профильному обучению может произойти лишь при существенной перестройке всей школьной системы на старшей ступени. Если ученик углубляется в какую-то образовательную область, то он должен получить больше часов на соответствующие предметы. Эти предметы будут для него основными, Профильными. Другие, непрофильные предметы, естественно, будут сокращаться, изучение материала здесь станет скорее ознакомительно-обзорным.
При этом следует учесть, что есть обязательные Базовые Предметы, одинаково необходимые для любого старшеклассника, независимо от выбранного им профиля — их нужно освоить достаточно серьезно.
Таким образом, при новой организации учебного процесса каждый предмет начинает подразделяться на уровни — базовый и профильный. Соответственно, для каждого уровня должно быть разработано свое содержание предмета, определены подходы и методы преподавания, должны появиться свои учебники и — возможно — типы экзамена.
Присмотримся к базовым и профильным предметам пристальнее. К Базовым предметам «Концепция» относит следующие: «математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения , естествознания «. Как видим, литературы здесь нет. Однако в примерных учебных планах для разных профилей, которые приведены в «Концепции», используется формулировка «русский язык и литература».
А в Базисном учебном плане литература вынесена в отдельную строчку в разделе «Инвариантная часть». Думаем, что в «Концепции» допущена элементарная неточность, которая, кстати, исправлена в разъясняющей статье академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО А. А. Кузнецова и проректора МГТА Л. О. Филатовой «Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения»2. Соответствующий фрагмент текста выглядит здесь так: «Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, Русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура» . Итак, в любом классе профильной школы независимо от выбранного профиля ученик обязательно будет изучать литературу.
Тем самым наш многострадальный предмет, по поводу которого в последнее время сломано столько копий, получил своего рода «охранную грамоту».
2 Вопросы образования. 2004. № 3. С. 162-192.
В соответствии с примерным Базисным учебным планом в 10-м и 11-м классах на литературу базового уровня отводится Три часа В неделю. Много это или мало? Вопрос риторический — смотря с чем сравнить. Лучше чем ничего.
Но явно недостаточно для того, чтобы освоить материал, определенный стандартом, на том уровне, который предписывается его же требованиями.
С литературой в таком объеме столкнется подавляющее большинство старшеклассников. Те немногие, кто выберет гуманитарный или филологический профиль, будут изучать литературу на повышенном, Профильном уровне. Это — Пять часов В неделю.
И, соответственно, другая программа.
В дополнение к этим двум «разновидностям» литературы существует еще одна — так называемые Элективные курсы. Как явствует из перевода, это «курсы по выбору» . Однако при этом они являются и обязательными: учащийся обязан выбрать определенное количество курсов из предложенных школой, однако какие именно, он решит сам. Естественно, что эти курсы касаются тех дисциплин, которые являются профильными для ученика . Часы на элективные курсы берутся из школьного компонента учебного плана.
Основная цель элективных курсов — удовлетворить индивидуальные образовательные потребности ребенка. При этом элективные курсы могут выполнять разные задачи. Они могут «углублять профиль» — в этом случае ученик получает возможность, кроме пяти часов в неделю, заниматься той же литературой еще два часа в неделю. Таким образом, перед нами фактически возникает модель существующих и сейчас спецклассов или классов с углубленным изучением предмета.
С другой стороны, электив может дополнять предмет, изучаемый на базовом уровне. Скажем, существует много серьезных математических или физических классов, которым явно недостаточно будет изучать литературу по три часа в неделю. Объявленный в таком классе элективный курс может восполнить возникший дефицит.
Наконец, элективный курс может быть и «экзотическим», направленным на изучение каких-то специфических вещей . Электив может строиться и на межпредметной основе.
Весьма полезно при разработке элективных курсов познакомиться с информационным письмом Министерства образования № 14-51-277/13 от 13.11.2003. В нем в частности сказано: «…В примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения , станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам…
Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования…
В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания…» 3
3 Полностью текст письма, в котором изложены важные для учителя организационно-методические вопросы, связанные с элективными курсами, можно найти на указанном нами сайте .
Важно, что в соответствии с «Концепцией» количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся — только тогда это будет настоящий выбор. Естественно, что по элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется в «Концепции» пропорцией 50 : 30 : 20.
Говоря об элективных курсах, мы вплотную подошли к одной из самых серьезных проблем профильного обучения — проблеме выбора. Все мы знаем, что современный ребенок в силу разных причин зачастую не может совершить самостоятельный, ответственный выбор. Это значит, что система профильного обучения не должна быть жесткой; ребенок, выбравший «не то» или не определившийся до конца, не должен быть этой системой «сломан».
Здесь особую роль должна играть Предпрофильная подготовка, ориентирующая ученика на выбор профиля. Ее надо интенсивно вести в 9-м классе, а начинать — гораздо раньше. На профильное самоопределение работает и выбранная учителем программа по предмету , и курсы по выбору . Важно знать, что на курсы по выбору отпускается весьма существенное время , а класс на занятиях такого типа разрешено делить на подгруппы.
Еще одно из узких мест профильного обучения — это Экзамен. Соотношению профильной школы и ЕГЭ в «Концепции» посвящено всего лишь одно предложение. Это означает, что пока никто толком не может дать ответ на вопрос, одинаковые ли экзамены должны сдавать по одному и тому же предмету выпускники, изучавшие этот предмет на базовом и профильном уровнях. И если эти экзамены должны быть разными, то как их увязать с идеей ЕГЭ?
Мы предлагаем в нашем номере некоторые подходы к проблеме экзаменов по литературе в профильной школе.
Есть еще один вопрос более общего характера, о котором стоит, с нашей точки зрения, знать и учителям литературы. В «Рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов» от 20.04.2004 № 14-51-102/13, разработанных Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования, сказано: «Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным .
Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП».
Это означает, что насильственной профилизации школы быть не должно. Профили могут и должны возникать лишь там, где есть для них условия. Поэтому отнеситесь к анализу этих условий ответственно — и помогите это сделать администрации. Цель наша в этом процессе должна быть одна: мы должны предоставить каждому ученику возможность изучать литературу на том уровне, на котором он хочет и может.
В случае если этот уровень серьезен и глубок, мы должны постараться ему соответствовать; если уровень запросов «нулевой», наша задача — попробовать дотянуть его до того минимума, который мы считаем базовым, необходимым для любого человека.
Организация профильного обучения — дело новое и во многом непонятное. Мы будем рады, если наш тематический номер хоть немного поможет вам в этой работе. Постараемся также ответить на все ваши вопросы, которые связаны с профильным обучением.