«Ведомство тьмы» и «ведомство света» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст», взятые М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части его романа «Мастер и Маргарита», обозначают одну из важнейших тем произведения — противоборства света и тьмы, вечного поединка добра и зла. Данная тема развивается в романе параллельно, в двух плоскостях — в «иершелаимских» и в «московских» главах.
Так, в «романе о Понтии Пилате» — «Библии от Булгакова» — тема столкновения света и тьмы связана
В душе этого героя борются добро и зло, но в итоге побеждает тьма: страх перед кесарем, опасения доноса, боязнь испортить карьеру оказываются выше истины. Наоборот, в Иешуа Га-Ноцри Булгаков увидел пророка,
Важно, что, несмотря на свою «земную» слабость и незащищенность, Га-Ноцри в более широком масштабе оказывается грандиозной личностью и великим философом. И в эпилоге романа, и во сне Ивана Николаевича Понырева автор опять сведет Пилата и Иешуа вместе: они пойдут рядом по лунной дороге, беседуя и улыбаясь. Тем самым, кроме всего прочего, Булгаков подчеркивает неразрывную связь света и тьмы, их неизбежное переплетение, сосуществование. Тема противоборства добра и зла продолжает развиваться и в «московских» главах произведения.
Так, в совершенно ирреальном и безумном московском мире внезапно появляется Воланд с его свитой. Важно, что это фантастическое событие воспринимается как вполне естественное явление. Если жизнь превратилась в ад, то почему бы в ней не появиться Князю Тьмы? Все литературоведы отмечают, что в «Мастере и Маргарите» тема дьявольских сил получает нестандартное решение. Оно тесным образом связано со строками их поэмы Гете: если в жизни силы добра не способны восстановить справедливость, то эту функцию возьмут на себя силы зла, потому что справедливость в любом случае должна восторжествовать — таков закон мироустройства.
Именно поэтому Воланд и его свита вызывают у нас симпатию. Как можно не наслаждаться проделками пройдохи Коровьева и нагловатого Бегемота? Как можно не восхищаться, поеживаясь от ужаса, угрюмым Коровьевым или величественным Воландом? Именно силы зла в романе наказывают за взяточничество Никонора Ивановича Босого, карают за ложь Варенуху, а за безделье и разврат — Степу Лиходеева.
Мы с удовлетворением констатируем, что «получил свое» и барон Майгель, и заведующий, и буфетчик Варьете, и бездарный Иван Бездомный. В связи со всем сказанным, нужно отметить, что в романе нет противопоставления добра и зла, света и тьмы. Эта антитеза не состоялась даже в лице Воланда и Иешуа. Ведь не кто иной, как Воланд спасает Мастера и соединяет его с Маргаритой. Кроме того, именно он восстанавливает и текст романа о Понтии Пилате . Вообще, на протяжении всего произведения Булгаков доказывает нам, что добро и зло — две вечные категории, не существующие одна без другой.
У каждой вещи есть две стороны, тьма не существует без света, как и свет без тьмы. Идиллический мир Мастера, восстановленный в царстве вечного покоя, становится «ущербной» идиллией — он лишается света. Безусловное добро Левия Матвея и Иешуа неожиданно бледнеет рядом с веселым и обаятельным злом Воланда и его свиты. Верность ученика оборачивается непониманием и искажением идей учителя — и приводит к отречению или забвению.
Безумие, отменяющее здравый смысл, в романе оказывается самым верным путем к постижению сокровенных тайн бытия — подлинное прозрение приходит к героям, как это ни парадоксально, в клинике Стравинского. В конечном итоге, сам главный герой — Мастер — несет в себе черты не только Иешуа, но и Понтия Пилата. Ведь писатель отрекся от своего романа, как и Пилат предал Иешуа. И оба они понесли заслуженное наказание.
Отречение — от романа или от истины, поиск покоя и осознание трусости как самого страшного порока — вот что связывает творца и героя его романа. Таким образом, в романе Булгакова сюжет формируется так, что каждый его участник и каждый элемент выступает в двойственном значении. Это в полной мере относится к теме противоборства света и тьмы.
Булгаков показывает нам, что две эти категории не исключают, а дополняют друг друга, что они не противопоставлены, а призваны, каждый в своем ракурсе, выполнять единую функцию — сохранять справедливость в этом мире.