Своеобразие поэтического дара Твардовского
Труд самого поэта — это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности. Об этом также сохранились воспоминания близко знавших поэта людей: «В труде души молодого Твардовского было нечто непосредственно вырастающее из труда крестьянина и мастерового человека, каким был его отец крестьянин и кузнец, из труда души его матери, своеобразной и поэтической крестьянки, образ которой проходит через его поэзию и о которой не раз он говорил и в наших тогдашних беседах, и вместе с тем это был уже труд души народного
Красота родного края, память о близких и друзьях, весь строй жизни в детстве и юности — все объединилось и вошло в ум и сердце поэта. Неоднократно вспоминал он об этом в своих произведениях:
Нет, жизнь меня не обделила, И сказок в трепетную память, Добром своим не обошла, И песен матери родной, Всего с лихвой дано мне было И старых праздников с попами, В дорогу — света и тепла. И новых с музыкой иной. За далью — даль
«Родная смоленская земля, поэтическая натура матери, по-крестьянски одержимая личность отца, строительство
«Твардовский создает крупный характер, олицетворяющий судьбы миллионов крестьянских семей, крестьянских масс в год «великого перелома», заставляя убедиться в притягательной силе нового. В поэме проявляется талант Твардовского как национального русского поэта, создающего правдивые реалистические характеры, картины жизни, обнаружившего мастерство владения народным словом…»3. При сопоставлении с поэмой Некрасова » Кому на Руси жить хорошо » возможны такие вопросы: каковы характеры героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и поэмы А. Т. Твардовского «Страна Муравия»? В чем разница картин, открывающихся героям, поэм в пути?
И пр.
Сообщая школьникам о том, как поэма «Страна Муравия» сразу принесла поэту известность, и завершая разговор о поэте на уроке, полезно привести фрагмент из воспоминаний М. Исаковского: «Поэма Твардовского сразу же прлучила широчайшее распространение. Высокую оценку дала еш*и критика. И очень скоро «Страна Муравия» была включена в вузовские программы: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями классиков и лучшими произведениями литературы.
Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А. Твардовского «Страна Му-равия». Случай, как мне кажется, небывалый в истории литературы…»
Если в поэтических фельетонах Теркин представал исключительной личностью и тем самым как бы был поднят над солдатской массой, то в поэме Твардовский намеренно подчеркнул его «обыкновенность», его слитность со всеми бойцами. Изменившееся отношение к герою углубило народность поэмы в целом.
Вася Теркин? Кто такой? Скажем откровенно: Человек он сам собой Необыкновенный.
Коллективный «Теркин» Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный…
Поэма пронизана мыслью о защите родной земли. Это слышится и в голосе автора, и в словах его героя-обыкновенного парня Василия Теркина. . Вот, например, глава «На привале»-начинаясь с шуток повара и Василия Теркина, толкования «разных сабантуев» , заключается как бы невзначай выводом:
Сабантуй — тебе наука, Враг лютует — сам лютуй.
Или несколько картин главы «Перед боем»- путь солдата к своим проходит лесом, полем, мимо случайной хаты, где хозяйка напутствует бойцов: «Воротиться дай вам бог…»- которые завершаются словами Теркина, выражающими заветную мечту русского солдата в тяжкие годы Великой Отечественной войны:
Не зарвемся, так прорвемся, Будем живы — не помрем. Срок придет, назад вернемся, Что отдали — все вернем…
Читатель поможет школьникам заметить и осознать органическое единство юмора и лирики, повествования и патетики, внутреннее композиционное единство, единство устремлений героев поэмы и автора, беззаветно любящих Родину, страдающих и борющихся за ее освобождение. Все это делает произведение предельно правдивой и жизненной картиной минувшей войны.