Школьное произведение на тему: Песенное творчество современных поэтов

Согласно традициям, заложенным Тарасом Шевченко, появилась поэма «Засматриваюсь в твои глаза». Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, обращенного к матери Украине. В мире будничной суеты, между тревогами и битвами за свою жизнь, свои права, лирический герой, будто на минуту, остановился, чтобы перевести дыхание, чтобы посмотреть в материнские глаза, увидеть все, что скрыто в них только для сына, набраться вдохновения и силы для дальнейших битв, возможно, решающих.

Бушующая жизнь земного шара постоянно перерывает

тихий диалог сына-патриота и матери.

Поэтому в поэме столько обращений: «Украина!, мама гордая и красивая…». К тем, кто мешает разговору, интонации решительные, как приказ: «Пусть молчат Америка и Россия, когда я с тобой говорю!; Уйдите, недруги лукавые!». Начинается поэма очеловеченным портретом матери-земли. И за этой красотой — тяжелый жизненный опыт, страницы родной истории:

Пусть пылают тучи темные, Пусть шумят образы — все равно Я прольюсь капелькой крови На твое священное знамя.

Эта поэма состоит из восьми строф, но до недавнего времени печатали из них лишь четыре. Третья строфа, в которой

речь идет об искренней беседе сына с матерью, о счастье быть наедине с Родиной, независимой и суверенной, вернулась в произведение лишь недавно.

Ради тебя жемчужины в душе сияют, Ради тебя мыслю и создаю — Пусть молчат Америка и Россия, Когда я с тобой говорю!

Патриотичными чувствами пропитана поэма «Лебеди материнства». Стихотворение написано от лица матери — в этом философская глубина авторского понимания человеческого бытия. Ведь изначально мудрости должна учить ребенка именно мать.

Композиционно произведение состоит как будто из трех частей. В первой части разворачивается волшебная сказка счастливого детства. Добрая, нежная мать стремится все сделать для своего дорогого сыночка, отдать ему весь цвет своей души, уберечь от всех бедствий жизни — зла, опасности, болезней. Вторая часть — это фантазии матери о будущей судьбе ее сына в тревожном мире, его юность, хмельное время любви, встречи, из которых одна должна закончиться любовью. В третьей части раздумья матери о сыновьем возмужании.

Розовые лебеди, которые оберегают грудного ребенка, должны вместе с ней воспитать из него мужчину, человека, гражданина. Мать более всего желает, чтобы сын был свободным в своем выборе, чтобы и друзей, и невеста, и брата по духу он выбрал не по чьему-то указанию или принуждению, а по собственной воле. Так же стремится мамочка, чтобы главные основы человеческой жизни — Мать и Родина, определенные природой и воспитанием, никогда не были отвергнуты, отброшены, заменены. Существуют язык, песня, духовность народа, они — непобедимы.

И потому первые удары всегда направлены именно против этих духовных святынь. Сжигались книги, разрушались храмы, запрещался язык.

Но все это, пережитое Украиной за многие века, не сравнять с тем, что происходило в двадцатом столетии: гражданская война и голод 1933-го массовое уничтожение интеллигенции большевиками и фашистский геноцид, преследование инакомыслящих и угроза экологической катастрофы. Историческим хламом, который своим существованием питает «корни украинского буржуазного национализма», считали в большевистской столице соборы, рушники, писанки, вышиванки, обряды и верования народа. И с тридцатых годов началось их методичное уничтожение.

Так, лишь за десять «хрущевских» лет во всем Советском Союзе было закрыто 10 тысяч церквей.

Голоса тех, кто среди кровавого торжества осмеливался протестовать, тонули в славословии вождей и навечно смолкали среди бесконечных северных пространств империи. Казалось, дух нашего народа сломлен в жестокой борьбе. И вдруг, среди мертвенной тишины брежневского «благоденствия», неожиданно, как набат, прозвучал на всю Украину голос Олеся Гончара.

В своем романе «Собор» писатель поднял больные проблемы сохранения природы, исторических святынь, культурного наследства народа. Произведение Олеся Гончара стало своеобразным ответом на вопрос «Что является мерилом духовности народа и человека?»; «Как сохранить духовное богатство нации?»; «Какие традиции и святыни помогают ей не потерять своего лица, выстоять среди разрушений и потрясений?» Болезненно размышляя над этими проблемами, писатель обратил свой взор на старинные соборы, которые с давних времен стоят на нашей земле. Это не просто замечательные архитектурные сооружения, — убежден Олесь Гончар, — а настоящие твердыни человеческого духа. К сожалению, мы только сейчас открываем для себя истины, которые были хорошо известны нашим далеким предкам.

На высочайших точках нашей земли строили они храмы, которые олицетворяли высочайшую духовную ценность нации, которые были одновременно и голосом предков, и завещанием «потомкам, которые не имеют права отречься и продаться чужим богам» . Каждое новое поколение должно услышать этот голос, выполнить это завещание. Они должны передать эстафету, выстроить свой высочайший Собор — в этом его большое призвание.

Когда же люди не сознавали своей моральной обязанности, когда главными для них становились ценности материальные, они теряли свою духовность и деградировали, не оставив никакого следа в памяти следующих поколений. Как справедливо делает замечание Е. Сверстюк: «разве вспоминают кого-то за то, что хорошо ел, одевался, ради этого работал — и стремился еще лучше?». Вера в Бога, в высшие ценности, делала людей лучше, одухотворенней. Благодаря этой вере они умели терпеть горе и нужды, учились жертвовать материальным благополучием ради высоких идеалов, спасали свои души от морального опустошения и растления.

Отрекшись от Бога, от божественного, разрушив соборы или превратив их в складские помещения, мы разрушили и собственные души. Ведь им, нашим душам, не сало нужно и мясо, а любовь, доброта, милосердие, т. е. все, что делает человека лучшее, возвышает над мизерным и будничным. Что осталось бы для нас от героизма предков, если бы они не сочинили песни, не соорудили храмы? Читая роман Гончара, задумываешься: «Откуда же берутся такие люди, как Володька Лебеда, когда и почему они из обычных людей превращаются в карьеристов, бюрократов, «отцепродавцов»?».

Ответ очевиден: это плоды ужасной тоталитарной системы. Наверное, не один бюрократ узнал себя в этом образе, который стал отрицательным символом эпохи. Тяжело назвать имя современного украинского поэта, который бы не писал текстов к песням.

Много стихотворений положены на музыку и у Дмитрия Павлычко. Особенно плодотворным является сотрудничество поэта с композитором Александром Билашом. Благодаря их содружеству родились песни: «Упали росы на покосы» , «Аисты» , «Песня об Украине», «Явор и яворина» «Я соскучился, милая, за тобой», «Звенит в звездах небо чистое», «Расплелись, рассыпались, распались». Особенную популярность получила песня «Аисты» . Она была создана к кинофильму «Сон», над которым работал Д. Павлычко на киностудии им.

А. Довженко. В кинофильме эта песня связана с порой Т. Шевченко — крепостничеством. Эта песня стала обобщенным выражением эмигрантской тоски по родному краю, с которым желает даже после смерти соединиться каждый изгнанник: «Ночь закрыла глаза мне молодому, Несите меня, журавушки, мертвого домой».

Использованные в тексте народнопоэтические средства , лаконичное изображение перелета аистов, мечтательно-тоскливая мелодия — все это оказало содействие популярности песни.

Из далекого края Аисты летели И у одного аиста Крылышки упали. Высушила силу Чужбина проклятая, Возьмите меня, аисты, На свои крылья. Ночь закрыла глаза Мне молодому, Несите меня, аисты, Мертвого домой.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Школьное произведение на тему: Песенное творчество современных поэтов