Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко «Сон» и «Кавказ»
Тарас Шевченко принадлежит к величайшим народным поэтам всемирной истории литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он поднял не только тему украинского народа, который стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций.
В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетаемых, разоблачая и осуждая тех, кто издевался над народами, унижал их. Поэмы «Сон» и «Кавказ» является свидетельством большой гражданской смелости Шевченко, несокрушимости его духа. — Поэму «Сон» великий Кобзарь
Основное идейное направление Шевченкового «Сна» — политическое осуждение царизма как института власти. Образ царя Николая является олицетворением самодержавия с его человеконенавистническими, хищническими принципами. Внимание лирического героя, по моему мнению, более всего сосредоточено на этом образе.
Свой гнев и негодование рассказчик направляет прежде всего против царя. Так как все, что творится на закрепащенной Украине, в каторжной Сибири, в столичном Петербурге, —
Острие Шевченковой сатиры прежде всего направлено против великодержавных «богов» — царя и царицы. Сатирические портреты этих великих вельмож империи перерастают в карикатуры. «Ватюшка» — царь «сердитый», «болтает», вылез, будто с берлоги медведь», «едва переносит ноги», от похмелья аж посинел, «вылупил баньки из лба», «будто бешеный гремит» и т. п.. Беспощадно насмехается поэт и с царицы. Она «будто опенок засушенный, тонкая, длинноногая, да еще и на бедствие, несчастная, качает главой», «будто и цапля между птицами, скачет, бодрится».
Великодержавная пара, «будто сычи надутые», совещаются «в отечестве… и новых петлицах, и в муштрах новейших». Соседство в художественном контексте слов «отечество», «муштра», «петлицы» бесспорно, целиком понятно, оно раскрывает, что империя только и держится на военной силе и штыках.
Здесь же автор гневно казнит придворную знать, этих «блюдолизов», ревностных служителей империи. Они «золотом облиты», «будто кабаны отъевшиеся — мордастые, пузатые».
Вершиной Шевченкового сатирического смеха есть гротескная картина, которую Иван Франко назвал «генеральным мордобитием». Она раскрывает всю механику Русской империи, где все решается насилием. Итак, в поэме «Сон» идея изобличения империи и борьбы против нее есть сквозной. Соответственно трикартинной композиции произведения поэт трижды, каждый раз по-иному, провозглашает ее: первый раз — в риторическом вопросе «Долго ли еще на семь миру палачам властвовать?», вторично — в лирическом обращении к революционерам-кайданникам — раскинуть свои дум-цветы, в третий раз — в картине, где обрисован царь после того, как исчезла его опора.
Мы видим, как глубоко продуманная композиционная система помогает точному, яркому воплощению идейного содержания.
Великий певец порабощенного народа понимал, что в таком же угнетенном состоянии, как и украинский народ, находились и другие народы России. Рядом с поэмой «Сон» и многими другими произведениями, посвященных Украине, он пишет пламенное произведение «Кавказ». Мировоззрение Шевченко расширяется.
Отображая интересы и стремления трудящихся масс Украины, поэт вместе с тем обнаруживает глубокое понимание того, что положение всех угнетенных народов Русской империи одинаковое.
Поэма «Кавказ» отмечается исключительным богатством сатирических средств. Так, изображая царскую Россию как тюрьму народов, которую император и его слуги хотят выдать за страну общего благополучия, автор с сарказмом делает замечание: А тюрьм, а люда!.. Что и считает!
От молдаванина до финна На всех языках эссе молчит, Так как благоденствует!
Читая поэму, мы ощущаем ненависть поэта к грабительской политике самодержавной России, к сатрапам-колонизаторам, которые слезами и кровью заливают земли горцев: За горами горы, тучей обвитые, Засеянные горем, кровью политые…
Пронявшись болями кавказских народов, автор выливает свой праведный гнев в строках, которые клеймят захватническую политику Русской империи, которая держится на крови и насилии.
А слез, а крови? Напоить Всех императоров бы стало… Не реки — море разлилось, Огненное море.
Читатель вместе с поэтом ощущает гнев, когда речь идет о панах-либералах, которые только на словах защищали народ: Вы любите на брате Шкуру, а не душу! — с негодованием бросает он «старшим братьям». Болея за судьбу угнетенного люда, автор высказывает твердую уверенность в освобождении порабощенных народов из колониального ярма: Встанет правда! Встанет воля!… Боритесь — поборете!
Эти призывы-лозунги-призывы стали крылатыми на столетия.
С теплотой и любовью выписан в поэму образ Прометея. Как символ непокоренности, мужества и свободолюбия народов Кавказа: …и не выпьет Живительной крови, Оно снова оживает и смеется снова. В бессмертии Прометея — бессмертие народа. Уверенно звучат слова поэта: Не умирает душа наша, Не умирает воля.
В поэме «Кавказ» автор развенчивает захватническую политику царского самодержавия и прославляет свободолюбивый дух народов Кавказа и всех народов мира.
Рожденные конкретными историческими условиями прошлого столетия, идеи и образы поэм «Сон» и «Кавказ» своим значением выходят за пределы той эпохи, так как в них отразились такие закономерности общественного развития, которые предоставляют им жизненной силы на века. Ненавидя войну, Тарас Шевченко призвал угнетаемые народы России воевать против, общего врага — Русской империи.