Проблемы любви и могучих сил природы в романе Кнута Гамсуна «Пан»
Настоящим феноменом литературы XX века стало творчество норвежского писателя Кнута Гамсуна. Мастер психологического анализа, тонкий лирик, он умел передать едва заметные движения человеческой души. По его мнению, разрыв духовных связей между людьми, нарушение гармонии природы, как последствия жестокости цивилизации, были опасны не только для его современников, но и для будущих поколений. Писатель считал, что чувства и переживания — это «особый воздух, которым дышит каждая эпоха», и важно, чтобы он остался полным ароматов трав и деревьев,
Именно эти мысли нашли свое воплощение в романе «Господин». Углубляясь в мир человеческих переживаний, Кнут Гамсун показывает любовь на фоне прекрасной северной природы, которая должна стать образцом гармонии и совершенства, если бы люди прислушивались к голосу разума. Неоднократно подчеркивая то, что человек — неотъемлемая часть природы, автор призывает подчиняться ее законам, не нарушать гармонию окружающего мира.
Главный герой, лейтенант Томас Глан, которому надоел мир цивилизации, живет вдали от людей, среди лесных зарослей. Он — охотник и мечтатель,
Порывы души Глана стремительны, их часто нельзя объяснить. Жизнь дарит ему встречу с двумя замечательными, но совершенно разными женщинами — Евой и Эдварды, которые пленили его сердце, внесли изменения в его жизнь. Во время бури пленила сердце Глана «высокая, стройная, лет 15-16» Эдварда, благодаря ей еще острее чувствует он и красоту окружающего мира, и свое единство с природой. «Я радовался запахам корней и листьев, запахом сосновой смолы. Только в лесу я успокаивался и чувствовал себя сильным, здоровым и ничто не смущало душу». Несмотря на чувство взаимной любви, отношения Глана и Эдварды были сложными и непонятными.
Эта девушка привлекала его не столько своей внешней красотой, сколько совершенством мыслей, цельностью натуры, красотой души. Ревность, сопровождавшая страстную любовь лейтенанта, толкала на невероятные поступки и приносила горе близким ему людям.
Пытаясь найти понимание с самим собой, опьяненный от любви к Эдварде, Глан знакомится с Евой, молодой замужней красавицей. Автор говорит, что было нечто особенное в тяжелом зверском «взгляде» Томаса, что словно магнитом тянуло к себе женщин, и искренняя душой Ева, как мотылек, летела на свет, не чувствуя опасности. Для молодой женщины это было первое чувство, сильное, бурное, которому она отдает себя до капельки.
Из покорной домашней рабыни она превращается в личность, чувствует свое достоинство и независимость. Ее чувство безгранично и, главное, оно ничего не требовало от любимого. Глану было приятно ощущать ее заботу, ее тепло.
Ее душа, уставшая от ревности, отдыхала и набиралась сил. Но все время он думал о той, другой, которая оставалась и близкой, и недосягаемой. Любовный треугольник, как же он разрешится, кто одержит победу — искренность чувств или умелая игра?
На протяжении всего романа мы чувствуем страстный напев Пана, лесного божества, который, по мифологическому сюжету, преследовал нимф в порыве влюбленности. Сотканный из дневного зноя и небесного света звезд, этот напев словно обогащает психологическую палитру романа. Автор не раз подчеркивает, что человек — частица мира, а Пан — воплощение стихийного жизненного начала, которое живет в каждом герое: и в Глане, и в Еве, и в Эдварде. Этот напев Пана сопровождает главную тему произведения — любовь, ибо она возникает как непреодолимая сила, которая не руководствуется разумом, отбрасывает моральные принципы.
Ее волевая стихия, как языческое божество, требует себе жертв. Именно она привлекает и поглощает Еву, делая из нее первую жертву на алтаре этой бессмысленной любви. Женщина погибает при взрыве мины, которую заложил ее возлюбленный, чтобы отпраздновать грандиозным фейерверком отъезд другой женщины, ее соперницы, недосягаемой Эдварды.
Потеряв Еву, Глан словно обезумел от невероятной боли этой потери. Он почувствовал себя одиноким без ее любви, ее улыбки, ее заботы. «Ты отдала все, и это тебя не тяготило, ты была щедрая и ты любила».
Эдварда — совсем другой тип женщины, она умеет любить, но ее любви хватает самопожертвования. Для нее любовь — это борьба, в которой победу она видит только за собой. Поэтому их отношения с Глан не искренние, потому что им присущ характер любовного поединка, в котором каждый выступает гордым эгоистом. Ощущение поглощения волевой стихией рисовало в воображении Томаса мифического Пана, который наблюдает за ним.
Глан чувствовал, что потерял связь с природой, потерял равновесие чувств, чувствовал, что его поглощает страсть и жажда победы. Именно эта неуемная страсть требовала новых жертв. На этот раз, на алтарь были принесены его любимая собака Эзопа, труп которой, как осознание смерти любви, которая не осуществилась, и жизнь, которая не удалась по вине самих людей, передает Глан Эдварде.
Роман заканчивается трагически, но главное лицо так и остается почти не известным. Это мощный Пан, мощная сила природы, «дыхание которой ощущается и в морской буре, и в тайне любви», которая стремительно соединяет все живое на земле. Итак, пытаясь решить сложную проблему отношений человека и природы, Кнут Гамсун подчеркивает, что все мы — ее дети, поэтому не можем пренебрегать извечными законами единства, мудрости, гармонии.
Именно тот человек, который осознает свою причастность к необъятному океану природы, может быть и будет счастливым. Никакие достижения цивилизации не заменят человеку простых и искренних чувств, которые пленяют его душу во время общения с матушкой-природой. Вот почему выдающийся психолог Кнут Гамсун ищет непреодолимую силу любви в таинствах природы, таинствах человеческой души.