Поэтический образ Украины в произведениях П. Грабовского
Творческое наследие Павла Арсеньевича Грабовского — яркое проявление силы, жизненности, свободолюбивых традиций украинской литературы. Его поэзия полна большой жертвенной любви к родному краю, обездоленному украинскому народу, ради которого он пошел тернистым путем. Все свои силы, даже свою жизнь отдал за Украину, за «окованный, угнетенный народ». По тюрьмам и в ссылке, в «Невольницкой глуши» поэта пытали 20 лет.
Тяжелым сибирским путем по арестантским пересыльным этапам гнали поэта царские жандармы, а он при остановке углем
Образ Украины занимает особое место в творчестве поэта. Вдали от родного Края, в заснеженной Сибири вспоминалась ему милая Украины в белых вишневых садах, украшенная цветами.
Украина приснилась мне,
Я проснулся, измученный, дружище,
Ранний луч гулял по стене,
Но не легче было мне взаймы.
Вон роща величаво дремает,
Свободная птица так весело кружит,
Чернобровая георгин лама…
И мне не легче, друг!
Тяжело переживал поэт разлуку с родным
Прощайте, сады и родные рощи,
Прощайте, любимые и милые мои!
А так хочется ссыльному поэту побывать в родном краю, почувствовать прикосновение легкого весеннего ветра, нежный запах георгинов и мальв, услышать замечательный соловьиный голос, который разносится над садами и полями. А взамен — неволя. И мечтает он уже только о том, чтобы передать привет милой сердцу Украине.
Только бы избавиться от тоски,
Из неволи выглянуть на свет,
Остановить тяжелое чувство недуга,
Украине бросить привет!
Невыразимо тяжело терзает поэта мысль о том, что в родном крае жестоко страдает порабощенный народ.
Боже!..
Народ наш, крепкими узами скован,
Гибнет без света На дне —
С болью пишет поэт. Но верит в то, что придет светлый час, спадут оковы. Но для этого надо еще немало поработать.
Вставайте, Украинцы!
Идем без страха! —
К труду призываю вас!
Не нам разогнать конгрегаций туман, —
Мы, приблизим время!
И верил поэт, станет Украина свободной и независимой, зашумит зелеными лесами, колосистыми полями, споет песню свободы, рассказывая о счастливой и богатой своей жизни.
Через собственные свои судьбы
Сможет люд наш устоять —
И сбудутся те надежды,
Что не погибнет наша мать!
Так в поэзии Грабовского оживала народная вера в то, что «не умерла Украина, и слава, и воля».
Мотивы тоски и печали по Украине звучат во многих произведениях П. Грабовского: «Украина приснилась мне», «Ой, какая же ты печальная, Украина моя», «Сон», «Далеко» и другие. Всю свою недолгую жизнь он прожил с мыслями о Украине, приближая ее волю, национальную независимость. И верил в то, что обязательно придет «день великой отрады»,
… Звезда согласия заблестит во тьме,
Равный для всех, в семье народов свободных
Раб-народ забудет об иге!
«Терпи, наш несчастный, бедный товарищ! Неси к могиле свой тяжелый крест, но знай, что здесь, далеко в родном краю, тебя знают и любят и что имя твое в ряде тех наших мучеников, что, как знамя боевое, ведут и будут вести целые поколения к борьбе со всяким произволом, со всяким гнетом, индивидуальным или национальным». Таким искренним словом отозвался из далекой Галичины Иван Франко о Павле Грабовском, а письмо прислал по адресу: «В город Иркутск, Губернское жандармское управление, для передачи государственному заключением Павлу Арсеньевичу Грабовскому».
В тот холодный, жестокий край после двух лет заключения и допросов сослали 24-летнего Грабовского, откуда он так и не вернулся на родную Украину. Вина молодого поэта была в том, что он имел уязвимое сердце и горячо сочувствовал к обездоленным и униженным, старался оградить их от произвола сильных. Еще учась в Харькове, в семинарии, Грабовский принимал активное участие в деятельности народнической организации «Черный передел», за что был арестован и как «политический преступник» и взят под наблюдение.
Среди товарищей Грабовский отличался вспыльчивостью и порывом к действию, а потому со временем разочаровался в деятельности «Черного передела», члены которого ограничивались только разговорами. Поэт решительно восстает против либерально-народнической идеализации деревни и крестьянства, против любования вымышленной деревенской идиллией на «благословенной Украине», категорически отмежевывается от тех поэтов, которые, избегая злободневных общественных тем, «поют нам на всякие голоса о райских снах и уголках благодатных», о соловьях и красоте природы:
Я не певец чудесной природы
С холодным равнодушием ее,
Изума не идут обездоленные народы, —
Им я отдам все чувства мои.
Раздвоенность в чувствах и противоречивость идеалов особенно остро ощущаются в стихах Грабовского, вошедших в сборник «С севера». Многие произведения этого сборника звучат грустно и отчаянно:
Печальные лета — их не стереть;
Трудный опыт — с ним лечь.
Только и судьбы — честно умереть,
Крест донести.
Конечно, следует отметить, что создавались они при исключительно тяжелых условиях: изнуряла и отбирала силы опасная болезнь легких, упадок духовных сил и поэтому ложились на бумагу болезненные слова:
Ежедневно погибаю один и погибну вконец,
Никто в мире, никто не поможет:
Дотлевает жизнь, как печальный ночник;
Жить хочется, хочется, Боже!
Но вместе с тем он не ищет сочувствия, хотя сетует на обстоятельства жизни, убивающие живую душу в человеке.
Бывшую свою борьбу на ниве народничества Грабовский оценивает в этическом плане. Несмотря на все ошибки и неудачи, народники искали «правдивой цели». И уже в конце 90-х годов Грабовский резко критикует «друзей народа» и горячо пропагандирует марксистские взгляды на историю и развитие общества, хотя был знаком с ними лишь вскользь. «Теперь все, — утверждает он, — что только есть в России живого, подвижного и работающего, идет под восклицанием марксизма».
Поэт не мог предсказать, сколько горя и страданий нанесет марксистско-ленинская идеология народа, как уничтожает человеческие души и судьбы.
Противоречивость идеалов Грабовского не смогла нивелировать яркую фигуру поэта. Его боевой стяг, никогда не запятнан, зовет ясными словами:
Смелое слово — это наши пушки,
Светлые поступки — это наши мечи.