Урок для 4 класса по теме: «Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир»

4 класс, I четверть, 2-3 уроки

Тема года. Каждый народ — Художник

Тема четверти. Истоки родного искусства

Тема уроков. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир

Задачи урока

Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.

Развивать творческую и познавательную активность.

Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.

Познакомить с узорочьем русских построек .

Формировать практические навыки работы в конкретном материале , умение передавать единство

формы и декора избы .

Развивать умение работать в коллективе.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы .

Зрительный ряд : Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема; И. Левитан. Золотая осень. Слободка.; В. Стожаров.

Северная деревня; Село Андрейково; Ап Васнецов. Заречная слободка. Берендеевка. Фотографии русских деревень.

Видеоклип «Кижи — восьмое чудо света».

Литературный ряд: С. Есенин «Эта улица мне знакома», Н. Мрыхин «Деревня»

Музыкальный ряд : русские народные песни; Видеоклип «Кижи —

восьмое чудо света»; песня «Деревенька моя»

План урока 2

Беседа о традициях русского зодчества.

Знакомство с основными элементами русского жилища.

Постановка художественной задачи с демонстрацией видеоклипа «Кижи — восьмое чудо света».

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа учителя

Звучит Песня «Деревенька моя».

Учитель: Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. «Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева.

Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица». Избы в селах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце — как теплый светящийся мед. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.»

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21

Знакомство с основными элементами жилища

Учитель обращает внимание детей на слова, выписанные на доске И предлагает найти толкование этих слов, пользуясь текстом учебника «Каждый народ — художник» стр.22-24. Проверка выполненной работы, уточнение определений и их запись в словарь.

Учитель: В чем мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях?

Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок для 4 класса по теме: «Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир»