Конспект урока по истории «Древнейший Рим»
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Урок 50. Древнейший Рим
Цели: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.
УУД: Сравнивать Природные условия Греции и Рима.
Соотносить Время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.
Рассказывать Легенды, связанные с историей Рима.
Характеризовать Общественный строй, установившийся с возникновением
Использовать Карты ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.
Оборудование: карта «Древняя Италия «.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был контрольно-обобщающим.
Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1 План
Легенда об основании Рима.
Город на семи холмах и его обитатели.
Какое управление было в древнейшем Риме.
На доске: тема урока, новые слова: Патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.
1. Рассказ учителя.
Итак, мы приступаем к изучению истории
Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.
Работа по карте и беседа с учащимис с. 213).
Где находится Италия?
На берегу какой реки основан Рим?
Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
Какие горы прикрывают Италию с севера?
Что можно сказать о рельефе этой страны?
Какие народы проживали на этом полуострове?
Какие племена проживали на территории Рима?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 44, познакомиться с легендой об основании Рима.
Беседа по прочитанному.
Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия?
Кто спас малышей от гибели?
Из-за чего поссорились братья, став взрослыми?
В честь кого получил название город Рим?
Кто окружал и помогал Ромулу?
Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима.
Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах левобережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них — республика.
Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней.
Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.
На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бисквиты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда. Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань.
Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и ракообразные, а также сардины и яйца. Эти кушанья запивались вином с медом.
Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним — овощи, с разнообразными соусами.
Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на котором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.
В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях.
Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.
Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за трапезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подогревали. Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда — ложками.
Между сменами блюд омывали руки гостям.
Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 38-39.
Работа с новыми понятиями.
Патриции — потомки древнейших жителей Рима.
Плебеи — переселенцы из других поселений.
Сенат — заседание старейшин родов.
Народное собрание — высший орган власти управления Римом.
7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и в тетрадях.
Прочитать п. 3 § 44 и заполнить схему.