Конспект урока по истории «Древнейший Рим»

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Урок 50. Древнейший Рим

Цели: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.

УУД: Сравнивать Природные условия Греции и Рима.

Соотносить Время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции.

Рассказывать Легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать Общественный строй, установившийся с возникновением

Рима.

Использовать Карты ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

Оборудование: карта «Древняя Италия «.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был контрольно-обобщающим.

Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1 План

Легенда об основании Рима.

Город на семи холмах и его обитатели.

Какое управление было в древнейшем Риме.

На доске: тема урока, новые слова: Патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.

1. Рассказ учителя.

Итак, мы приступаем к изучению истории

Древнего Рима — последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители.

Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.

Работа по карте и беседа с учащимис с. 213).

Где находится Италия?

На берегу какой реки основан Рим?

Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

Какие горы прикрывают Италию с севера?

Что можно сказать о рельефе этой страны?

Какие народы проживали на этом полуострове?

Какие племена проживали на территории Рима?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 44, познакомиться с легендой об основании Рима.

Беседа по прочитанному.

Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия?

Кто спас малышей от гибели?

Из-за чего поссорились братья, став взрослыми?

В честь кого получил название город Рим?

Кто окружал и помогал Ромулу?

Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима.

Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах левобережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них — республика.

Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней.

Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бисквиты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда. Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань.

Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и ракообразные, а также сардины и яйца. Эти кушанья запивались вином с медом.

Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним — овощи, с разнообразными соусами.

Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на котором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.

В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях.

Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.

Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за трапезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подогревали. Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда — ложками.

Между сменами блюд омывали руки гостям.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 38-39.

Работа с новыми понятиями.

Патриции — потомки древнейших жителей Рима.

Плебеи — переселенцы из других поселений.

Сенат — заседание старейшин родов.

Народное собрание — высший орган власти управления Римом.

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и в тетрадях.

Прочитать п. 3 § 44 и заполнить схему.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по истории «Древнейший Рим»