Картины народного быта в поэме «Энеида» И. П. Котляревского
Проследить судьбу Своего народа, ментальность, его жизнь с присущими ему бытом, верованиями помогает нам фольклор, а также художественная литература. Именно из этих основных источников черпаем мы знание, ту информацию, которая нас интересует. Ярчайшим выразителем самобытности нашего народа в библиотеке украинской литературы является поэма «Энеида» И. Котляревского.
Бурлескно-травестийное произведение, которое является переработкой одноименной поэмы Вергилия, благодаря талантливому перу И. Котляревского, отображению духовной
Этими особенностями насыщено все произведение. Так, после бури на море «Эней велел готовить обед».
Положили шалевки сосновые, Кругом наставили мисок; И кушанье всякое без языка В голодный пихали все уголок. Здесь с салом галушки якшали, Лемишку и кулеш глотали И брагу кухликом тянули; И водочку хлестали, — Насилу из-за стола встали И после спать все легли
В «Энеиде» упоминается и описывается столько кушаний и напитков, которых, наверное, больше, чем в специальной работе по этому вопросу. Какой здесь богатый выбор одежды! Среди этого яркого самобытного колорита Украины не менее богатой возникает картина народного быта.
Это говорит о замечательной осведомленности И. Котляревского о этнографии своего народа. Именно это позволяет читателю увидеть и познать народную жизнь того далекого времени. Здесь мы находим подробные описания вечерниц, похорон и поминок, ворожения и шептания, народного лечения. Из «Энеиды» узнаем о украинских народных инструментах и танцах. Троянцы умеют «садить третяка», гопака, гайдука.
Они знают много песен. «О Сагайдачном пели, Небось пели и о Сечи…». С какой искренностью и естественностью автор произведения описывает потусторонний мир — ад и рай, куда попадали души умерших. А с каким любопытством отображены вечерницы, которые были своеобразной школой на селе, где раскрывалась казна человеческой мудрости. Котляревский с этнографической точностью описывает вечерницы в аду, куда Анхиз привел Энея, чтобы отгадать юношескую судьбу. Все картины потустороннего мира являются живой панорамой народной жизни.
Вместе с этим И. Котляревский показывает народные взгляды и отношение к событиям и явлениям, к самим себе. Картины жизни и быта изображены Котляревским на основе глубоких знаний своего народа. Вэтом автор сам сознается:
Пойду я к людям старикам, Чтобы их в аду расспросить, И попрошу их рассказать, Что слышали от дедов своих.
Произведение является глубоко народным, из-за чего и пользуется такой популярностью среди читателей разного возраста и во все времена.