В стране Литературии
Я проработала в школе 27 лет. Уроки русского языка и литературы стараюсь проводить так, чтобы детям было на них интересно, а я бы испытывала после урока удовлетворение. Поэтому использую разные формы занятий.
Ведь важно, чтобы каждый урок ребята воспринимали как открытие, с нетерпением ждали его.
Игра знакома и близка каждому человеку с ранних лет. А Дети, кроме того, любят все необычное. Поэтому я стараюсь использовать элемент игры на многих уроках русского языка и литературы.
Особенно важен он во время первых уроков после каникул,
Представляю вашему вниманию четыре вводных урока литературы , действие которых происходит в стране Литературии .
На этих уроках мы повторяем ранее изученные произведения, знакомимся с учебником, закрепляем сведения по теории литературы, стараемся развивать память и речь.
Работа учеников на этих вводных уроках-играх, как правило, очень активна и приносит хорошие результаты . А главное — положено начало интереса к урокам литературы в новом
Вводный урок в 6-м классе
Не наяву и не во сне Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть страна Литературия.
Ребята! Сегодня вы должны завоевать право называться гражданами страны Литературии — Страны литературных героев. Начнем путешествие по этому необыкновенному государству.
Как и всякая страна, Литературия разделена на области. В каждой области Литературии живут герои определенных произведений. Чтобы стать гражданами этой страны, нужно много знать, а для этого — много читать. Мы проведем конкурс между рядами на знание литературы.
А сначала — Разминка.
1-й ряд
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это доктор… .
— А кто автор книги об Айболите?
2-й ряд
Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовется… .
— А кто создал этого героя?
3-й ряд
Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались? Это Гена, Это Гена… .
— Кто автор книги о Крокодиле Гене и его друзьях?
— Посмотрите, где в Литературии живут эти герои?
Первый раунд посвящен Поэзии. Еще малышами мы слышим строки колыбельной песни: «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай». Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их, например, на праздниках и вечерах.
А кто-то из вас стихи уже и пишет… Без поэзии история человечества немыслима. Настоящие стихи помогают человеку увидеть мир с необычной точки зрения, почувствовать его глубину.
Раунд наш будет проходить так: я назову окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд — вспомнить и прочитать фрагменты, назвать фамилии авторов.
1-й ряд : «зеленый», «том», «ученый», «кругом».
У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.
2 ряд : «береза», «окном», «снегом», «серебром».
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
3-й ряд : «недаром», «пожаром», «отдана».
Скажи-ка, дядя, Ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана.
А теперь просмотрите оглавление учебника и назовите поэтов, чьи стихи мы будем изучать на уроках литературы в 6-м классе, но не изучали ранее.
Во Втором раунде мы попадаем в область прозы. Докажите, что вы очень внимательно читаете произведения, не пропуская описаний. Нужно прослушать характеристику и описание поступков действующего лица книги и назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.
1-й ряд : «Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит… Коса сизо-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежа такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье.
Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь».
2-й ряд : «Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя».
3-й ряд : «Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво дивное, усовершенствовал диковинку заморскую — подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждет ничего хорошего».
А теперь проведем Аукцион : «Кто лучше всех знает произведения Н. В. Гоголя?»
Третий раунд — художественный: вам предстоит создать иллюстрации к драматургическим произведениям, которые вы знаете. Рисуем коллективно, по рядам, а потом отгадываем.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Теперь вы с полным правом можете называться гражданами страны Литературии — и готовиться к новым путешествиям!
Вводный урок в 7-м классе
Для урока нам понадобится карта-схема «По дорогам и тропам Литературии» и карточки. В игре от каждого ряда принимает участие один человек . В трудном случае помогает весь ряд. Продвижение по карте происходит с помощью флажков разного цвета: ответил на вопрос — перекалывай флажок на следующий этап. Вопросы записаны на карточках . Сами произведения, вопросы и иллюстративный материал вы можете заменить в соответствии с вашей программой.
Мне здесь было интересно показать идею урока-игры.
Учитель. На первом уроке в прошлом году мы соревновались за звание гражданина страны Литературии. А теперь мы с вами превращаемся в путешественников, идущих по дорогам и тропам этой необыкновенной страны. Попасть в нее не так просто. Нас пропускает Ученая Говорящая Ворона . Вспомните, в каком произведении мы с ней встречались?
Ученая Ворона загадывает загадки.
1. Не огонь, а жжется.
2. Нос стальной, хвост льняной.
3. Кто говорит молча?
4. Не портной, а всю жизнь с иголками.
Затем мы должны пройти через Сказочную чащу . В ней обитают герои русских народных сказок. Каких? . Чем народная сказка отличается от литературной?
Впереди новое препятствие — Сонное озеро . Кто не перейдет его вовремя — надолго заснет. Чтобы переправиться, вспомните пословицы и поговорки о книге, знании, учении.
А здесь нас ждет Веселый Карандаш . Он хочет, чтобы художники с каждого ряда нарисовали за одну минуту любого героя литературного произведения.
Чтобы взобраться на Поэтическую гору , нужно угадать, герои каких литературных сказок здесь изображены.
Перед нами — Заколдованный замок . Трудно в него попасть, трудно из него выбраться. Здесь много тайных ходов. Каждый ход — загадка.
Попробуем войти в него.
Что за поэт здесь изображен? Что вы знаете о нем? Иллюстрации к каким произведениям Пушкина изображены на карточке? Вопрос классу: Какие произведения А. С. Пушкина будут изучаться в 7-м классе? К какому стихотворению эта иллюстрация?
Вопрос классу: Стихотворения каких поэтов мы будем изучать в 7-м классе? Кто автор этих стихотворных сказок? Как они называются?
Что вы знаете о К. И. Чуковском?
Выйдя из замка, мы подошли к полю, но не к обычному, а к Былинному . Что такое былина? Кто является ее героями? К какому роду литературы относятся былины? Чтобы богатырь пропустил вас через Былинное поле, отгадайте, к какой былине эта иллюстрация.
Какие еще былины вы знаете?
Теперь перед нами Острова Любви . Чтобы через них перебраться, назовите произведения, сюжет которых связан с любовью героев. Это и любовь к матери, к близким, и любовь к женщине.
Мы прошли уже поля и горы, озера, чащи и острова. А теперь перед нами Овраг Мудрости . Чтобы не споткнуться в нем, назовите пословицы и поговорки о дружбе.
А теперь — Дорога в прошлое . Чтобы ее пройти, нужно преодолеть несколько этапов.
К каким произведениям Н. А. Некрасова подойдут как иллюстрации эти репродукции? Какие еще произведения Некрасова вы знаете? Вопрос классу: Какие произведения Некрасова мы будем изучать в 7-м классе?
А какой герой изображен здесь? Откуда он? Кто автор произведения?
Что это за писатель? Что вы о нем знаете? Вопрос классу: Какое произведение Л. Н. Толстого мы будем изучать в 7-м классе?
Мы прошли по XIX веку, теперь нам предстоит пройти Мост в ХХ век .
Герой какого произведения изображен? Кто этот поэт? Что вы о нем знаете?
Вопрос классу: Какое произведение Маяковского мы будем изучать в 7-м классе?
Теперь нам нужно выйти за границу Литературии и вернуться в класс по Тропинке . Для этого нужно просмотреть оглавление учебника и назвать современных авторов, чьи произведения будут изучаться в 7-м классе.
Вводный урок в 8-м классе
Это урок-детектив, который можно назвать «В кладовой тайн Литературии». Нам понадобится сама кладовая — Дом , сделанный из листов бумаги с заданиями. Урок проводится в форме игры «Что?
Где? Когда?» .
Учитель. Сегодня у нас урок-детектив. Перед нами закрытая дверь в Кладовую литературных тайн.
Чтобы открыть ее, нужно назвать Пароль : книги, в заголовки которых входят слова с корнем — тайн-. Итак, дверь в кладовую открывается.
Как у всякого секретного помещения , у нее есть Проходная. А царит в ней Хранитель тайн. Он задает свой вопрос: сюжеты каких произведений, которые будут изучаться в 8-м классе, связаны с тайной?
Для ответа на него обратимся к оглавлению учебника.
Мы в Зале любимых книг. Определите авторов и названия книг, которые упоминаются в стихотворении.
Как сказочное кружево, волшебный длится миг, В старинном вальсе кружатся герои детских книг! Здесь царь Салтан командует сложнейшей из фигур, Со всей своей командою на бал пришел Тимур! К нам гости долгожданные спешат со всех сторон: С царевной Несмеяною явился Робинзон! Звеня большими шпорами, отважен и румян, С друзьями мушкетерами танцует д’Артаньян.
С огромным дядей Степою семь гномов пляшут в ряд, А он, усердно топая, одет как на парад. Того, кто дружит с книжкою, ничуть не удивит С веселою мартышкою ученый Айболит. Иванушка с Жар-птицею, прекраснейшей из птиц, — Все сходят вереницею с распахнутых страниц.
И рады им мечтатели! И ждут и помнят их Все новые читатели любимых детских книг!
Итак, выполнив предыдущее задание, мы получили возможность попасть в Зал литературных героев. И вновь тайны. Чтобы их раскрыть, ответим на вопросы, выполним новые задания.
Кто мы?
А. Мой заветный пароль — Океан и Ассоль. Когда я был еще маленьким мальчиком, во мне постепенно укладывалось огромное море. Я сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Вот почему я стал капитаном! На моем галиоте «Секрет» уже вся команда в сборе.
И Ассоль ожидает нас на юге.
Б. Мой любимый вид транспорта — ядро. Каждый, кто усомнится хоть в одном слове, будет иметь дело с моей шпагой… из обломка земной оси!
В. Однажды мне довелось встречать Новый год в Лилипутии. На ужин мне подали десяток быков, жаренных на вертеле, восемь вяленых баранов, 19 копченых поросят и сотни две цыплят… И дюжину бочек с вином.
Мы уже изучали и будем изучать произведения, герои которых совершают преступления. Чаще всего это преступления нравственного характера: против окружающих людей, близких, против самих себя. Важную роль в раскрытии этих преступлений играют Улики — вещественные доказательства.
О каких преступлениях говорят данные предметы? В каких произведениях?
А. Кукла с растрепанными волосами, раздетая, без глаз.
Б. Кинжал.
В. Телеграмма.
А вот маленькая Потайная комната. Что за тайна здесь кроется? Чтобы перешагнуть ее порог, нужно отгадать загадку.
Союз — мой первый слог, Второй мой слог — предлог. А целое — у молодца Посередине лица.
— С каким произведением связана эта отгадка?
— «Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие». Какое?
Какова же разгадка тайны? Обычно во время расследования преступления выдвигаются Версии. Что же произошло с носом майора Ковалева?
Каждая команда должна письменно составить свою версию.
Мы в последнем помещении Кладовой тайн — Зале литературоведения. Перед вами три отрывка из произведений, которые будут изучаться в 8-м классе. Чем они отличаются?
1.
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.
2. «Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней, ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только с вчерашнего дня я узнал ее, до тех пор она отворачивалась от меня».
3.
Ромео. Меня перенесла сюда любовь, Ее не останавливают стены. В нужде она решается на все, И потому — что мне твои родные! Джульетта.
Они тебя увидят и убьют.
В конце игры Подводятся итоги.