В стране Литературии

Я проработала в школе 27 лет. Уроки русского языка и литературы стараюсь проводить так, чтобы детям было на них интересно, а я бы испытывала после урока удовлетворение. Поэтому использую разные формы занятий.

Ведь важно, чтобы каждый урок ребята воспринимали как открытие, с нетерпением ждали его.

Игра знакома и близка каждому человеку с ранних лет. А Дети, кроме того, любят все необычное. Поэтому я стараюсь использовать элемент игры на многих уроках русского языка и литературы.

Особенно важен он во время первых уроков после каникул,

когда сразу войти в рабочий ритм трудно и учителю, и ученикам. Значит, эти первые уроки не могут быть обыкновенными: они должны давать заряд в восприятии следующих уроков.

Представляю вашему вниманию четыре вводных урока литературы , действие которых происходит в стране Литературии .

На этих уроках мы повторяем ранее изученные произведения, знакомимся с учебником, закрепляем сведения по теории литературы, стараемся развивать память и речь.

Работа учеников на этих вводных уроках-играх, как правило, очень активна и приносит хорошие результаты . А главное – положено начало интереса к урокам литературы в новом

учебном году, у учеников возникает желание идти на эти уроки.

Вводный урок в 6-м классе

Не наяву и не во сне Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть страна Литературия.

Ребята! Сегодня вы должны завоевать право называться гражданами страны Литературии – Страны литературных героев. Начнем путешествие по этому необыкновенному государству.

Как и всякая страна, Литературия разделена на области. В каждой области Литературии живут герои определенных произведений. Чтобы стать гражданами этой страны, нужно много знать, а для этого – много читать. Мы проведем конкурс между рядами на знание литературы.

А сначала – Разминка.

1-й ряд

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это доктор… .

– А кто автор книги об Айболите?

2-й ряд

Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто и недлинно Он зовется… .

– А кто создал этого героя?

3-й ряд

Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались? Это Гена, Это Гена… .

– Кто автор книги о Крокодиле Гене и его друзьях?

– Посмотрите, где в Литературии живут эти герои?

Первый раунд посвящен Поэзии. Еще малышами мы слышим строки колыбельной песни: “Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай”. Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их, например, на празд­никах и вечерах.

А кто-то из вас стихи уже и пишет… Без поэзии история человечества немыслима. Настоящие стихи помогают человеку увидеть мир с необычной точки зрения, почувствовать его глубину.

Раунд наш будет проходить так: я назову окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд – вспомнить и прочитать фрагменты, назвать фамилии авторов.

1-й ряд : “зеленый”, “том”, “ученый”, “кругом”.

У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.

2 ряд : “береза”, “окном”, “снегом”, “серебром”.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

3-й ряд : “недаром”, “пожаром”, “отдана”.

Скажи-ка, дядя, Ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана.

А теперь просмотрите оглавление учебника и назовите поэтов, чьи стихи мы будем изучать на уроках литературы в 6-м классе, но не изучали ранее.

Во Втором раунде мы попадаем в область прозы. Докажите, что вы очень внимательно читаете произведения, не пропуская описаний. Нужно прослушать характеристику и описание поступков действующего лица книги и назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.

1-й ряд : “Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Коса сизо-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежа такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье.

Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь”.

2-й ряд : “Молодой туземец, родом из Южной Африки. Был приговорен к смерти, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и в течение ряда лет разделял одиночество своего спасителя”.

3-й ряд : “Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво дивное, усовершен­ствовал диковинку заморскую – подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждет ничего хорошего”.

А теперь проведем Аукцион : “Кто лучше всех знает произведения Н. В. Гоголя?”

Третий раунд – художественный: вам предстоит создать иллюстрации к драматургическим произведениям, которые вы знаете. Рисуем коллективно, по рядам, а потом отгадываем.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Теперь вы с полным правом можете называться гражданами страны Литературии – и готовиться к новым путешествиям!

Вводный урок в 7-м классе

Для урока нам понадобится карта-схема “По дорогам и тропам Литературии” и карточки. В игре от каждого ряда принимает участие один человек . В трудном случае помогает весь ряд. Продвижение по карте происходит с помощью флажков разного цвета: ответил на вопрос – перекалывай флажок на следующий этап. Вопросы записаны на карточках . Сами произведения, вопросы и иллюстративный материал вы можете заменить в соответствии с вашей программой.

Мне здесь было интересно показать идею урока-игры.

Учитель. На первом уроке в прошлом году мы соревновались за звание гражданина страны Литературии. А теперь мы с вами превращаемся в путешественников, идущих по дорогам и тропам этой необыкновенной страны. Попасть в нее не так просто. Нас пропускает Ученая Говорящая Ворона . Вспомните, в каком произведении мы с ней встречались?

Ученая Ворона загадывает загадки.

1. Не огонь, а жжется.

2. Нос стальной, хвост льняной.

3. Кто говорит молча?

4. Не портной, а всю жизнь с иголками.

Затем мы должны пройти через Сказочную чащу . В ней обитают герои русских народных сказок. Каких? . Чем народная сказка отличается от литературной?

Впереди новое препятствие – Сонное озеро . Кто не перейдет его вовремя – надолго заснет. Чтобы переправиться, вспомните пословицы и поговорки о книге, знании, учении.

А здесь нас ждет Веселый Карандаш . Он хочет, чтобы художники с каждого ряда нарисовали за одну минуту любого героя литературного произведения.

Чтобы взобраться на Поэтическую гору , нужно угадать, герои каких литературных сказок здесь изображены.

Перед нами – Заколдованный замок . Трудно в него попасть, трудно из него выбраться. Здесь много тайных ходов. Каждый ход – загадка.

Попробуем войти в него.

Что за поэт здесь изображен? Что вы знаете о нем? Иллюстрации к каким произведениям Пушкина изображены на карточке? Вопрос классу: Какие произведения А. С. Пушкина будут изучаться в 7-м классе? К какому стихотворению эта иллюстрация?

Вопрос классу: Стихотворения каких поэтов мы будем изучать в 7-м классе? Кто автор этих стихотворных сказок? Как они называются?

Что вы знаете о К. И. Чуковском?

Выйдя из замка, мы подошли к полю, но не к обычному, а к Былинному . Что такое былина? Кто является ее героями? К какому роду литературы относятся былины? Чтобы богатырь пропустил вас через Былинное поле, отгадайте, к какой былине эта иллюстрация.

Какие еще былины вы знаете?

Теперь перед нами Острова Любви . Чтобы через них перебраться, назовите произведения, сюжет которых связан с любовью героев. Это и любовь к матери, к близким, и любовь к женщине.

Мы прошли уже поля и горы, озера, чащи и острова. А теперь перед нами Овраг Мудрости . Чтобы не споткнуться в нем, назовите пословицы и поговорки о дружбе.

А теперь – Дорога в прошлое . Чтобы ее пройти, нужно преодолеть несколько этапов.

К каким произведениям Н. А. Некрасова подойдут как иллюстрации эти репродукции? Какие еще произведения Некрасова вы знаете? Вопрос классу: Какие произведения Некрасова мы будем изучать в 7-м классе?

А какой герой изображен здесь? Откуда он? Кто автор произведения?

Что это за писатель? Что вы о нем знаете? Вопрос классу: Какое произведение Л. Н. Толстого мы будем изучать в 7-м классе?

Мы прошли по XIX веку, теперь нам предстоит пройти Мост в ХХ век .

Герой какого произведения изображен? Кто этот поэт? Что вы о нем знаете?

Вопрос классу: Какое произведение Маяков­ского мы будем изучать в 7-м классе?

Теперь нам нужно выйти за границу Литературии и вернуться в класс по Тропинке . Для этого нужно просмотреть оглавление учебника и назвать современных авторов, чьи произведения будут изучаться в 7-м классе.

Вводный урок в 8-м классе

Это урок-детектив, который можно назвать “В кладовой тайн Литературии”. Нам понадобится сама кладовая – Дом , сделанный из листов бумаги с заданиями. Урок проводится в форме игры “Что?

Где? Когда?” .

Учитель. Сегодня у нас урок-детектив. Перед нами закрытая дверь в Кладовую литературных тайн.

Чтобы открыть ее, нужно назвать Пароль : книги, в заголовки которых входят слова с корнем – тайн-. Итак, дверь в кладовую открывается.

Как у всякого секретного помещения , у нее есть Проходная. А царит в ней Хранитель тайн. Он задает свой вопрос: сюжеты каких произведений, которые будут изучаться в 8-м классе, связаны с тайной?

Для ответа на него обратимся к оглавлению учебника.

Мы в Зале любимых книг. Определите авторов и названия книг, которые упоминаются в стихотворении.

Как сказочное кружево, волшебный длится миг, В старинном вальсе кружатся герои детских книг! Здесь царь Салтан командует сложнейшей из фигур, Со всей своей командою на бал пришел Тимур! К нам гости долгожданные спешат со всех сторон: С царевной Несмеяною явился Робинзон! Звеня большими шпорами, отважен и румян, С друзьями мушкетерами танцует д’Артаньян.

С огромным дядей Степою семь гномов пляшут в ряд, А он, усердно топая, одет как на парад. Того, кто дружит с книжкою, ничуть не удивит С веселою мартышкою ученый Айболит. Иванушка с Жар-птицею, прекраснейшей из птиц, – Все сходят вереницею с распахнутых страниц.

И рады им мечтатели! И ждут и помнят их Все новые читатели любимых детских книг!

Итак, выполнив предыдущее задание, мы получили возможность попасть в Зал литературных героев. И вновь тайны. Чтобы их раскрыть, ответим на вопросы, выполним новые задания.

Кто мы?

А. Мой заветный пароль – Океан и Ассоль. Когда я был еще маленьким мальчиком, во мне постепенно укладывалось огромное море. Я сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Вот почему я стал капитаном! На моем галиоте “Секрет” уже вся команда в сборе.

И Ассоль ожидает нас на юге.

Б. Мой любимый вид транспорта – ядро. Каждый, кто усомнится хоть в одном слове, будет иметь дело с моей шпагой… из обломка земной оси!

В. Однажды мне довелось встречать Новый год в Лилипутии. На ужин мне подали десяток быков, жаренных на вертеле, восемь вяленых баранов, 19 копченых поросят и сотни две цыплят… И дюжину бочек с вином.

Мы уже изучали и будем изучать произведения, герои которых совершают преступления. Чаще всего это преступления нравственного характера: против окружающих людей, близких, против самих себя. Важную роль в раскрытии этих преступлений играют Улики – вещественные доказательства.

О каких преступлениях говорят данные предметы? В каких произведениях?

А. Кукла с растрепанными волосами, раздетая, без глаз.

Б. Кинжал.

В. Телеграмма.

А вот маленькая Потайная комната. Что за тайна здесь кроется? Чтобы перешагнуть ее порог, нужно отгадать загадку.

Союз – мой первый слог, Второй мой слог – предлог. А целое – у молодца Посередине лица.

– С каким произведением связана эта отгадка?

– “Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие”. Какое?

Какова же разгадка тайны? Обычно во время расследования преступления выдвигаются Версии. Что же произошло с носом майора Ковалева?

Каждая команда должна письменно составить свою версию.

Мы в последнем помещении Кладовой тайн – Зале литературоведения. Перед вами три отрывка из произведений, которые будут изучаться в 8-м классе. Чем они отличаются?

1.

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

2. “Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней, ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только с вчерашнего дня я узнал ее, до тех пор она отворачивалась от меня”.

3.

Ромео. Меня перенесла сюда любовь, Ее не останавливают стены. В нужде она решается на все, И потому – что мне твои родные! Джульетта.

Они тебя увидят и убьют.

В конце игры Подводятся итоги.




Аудіювання що це.
Сейчас вы читаете: В стране Литературии