Размышление над романом Евгения Коршунова «Операция «Хамелеон «
Книга Евгения Коршунова «Операция » Хамелеон «по своему жанру детектив. Притом детектив, действие которого происходит в привлекательной Африке. Вряд ли найдется человек, который не мечтал хоть раз в жизни попасть в ее саванны, побродить в Килиманджаро и около водопада Виктория, услышать при лунном свете звуки тамтамов и увидеть ритуальные танцы местных племен. Для того, кто попадет в Африку ненадолго, эти впечатления, наверное, и будут главными.
Но для журналиста, живущего и работающего здесь несколько лет, экзотика быстро отходит
Действие повести Э. Коршунова происходит в вымышленной стране Гвиания, где-то в Западной Африке.
В центре повествования молодой советский африканист Петр Николаев, приехавший в Гвианию в научную командировку. Его творческим планам не суждено сбыться, поскольку иностранные разведки решают сделать его жертвой своего заговора — операции «Хамелеон», чтобы
Могу сразу сказать, что операция позорно провалилась, и помогли в этом Петру Николаеву люди разных национальностей, объединенные чувством справедливости.
Рядом с Петром Николаевым действуют австралиец Роберт Рекорд, австрийская художница Элинор, американец-микробиолог Смит, английский профессор Нортон, лидеры молодежных гвианийских профсоюзов Стив и Гоке. Все эти характеры убедительны, написаны автором довольно впечатляюще. Профессор Нортон, например, в шутку себя называет, «старым колонизатором», отдавший всю жизнь изучению Африки, благородный исследователь, не пожелавший способствовать офицерам своей разведки и выступил с разоблачением ее деятельности. Или, которая мечется в поисках душевного покоя и счастья Элеонора, воспитывает осиротевших африканских детей.
Это и добропорядочный, наивнейший Смит, даже не догадывается, какие прививки он делает. Выяснив, что его «невинные» опыты над местными людьми не что иное, как испытание бактериологического оружия, Смит кончает жизнь самоубийством.
Интересно и правдиво показывает автор африканцев, в том числе и Гоке — ультралевого революционера на словах, а на деле продажную марионетку. Он и есть тот самый «хамелеон», с помощью которого должна была произойти провокация. Как ни странно, но рядом с этими реальными характерами герой повести Петр Николаев выглядит хоть и привлекательно, но несколько наивно: уж очень часто не догадывается он о том, что происходит вокруг. Правда, это позволяет автору показать Николаева в разных неожиданных ситуациях. Автору так удобнее, но читателю иногда обидно за своего соотечественника.
Хотелось бы и диалоги видеть больше насыщенными, с большей художественной нагрузкой.