План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье»
План.
I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я
Жить хочу»)
II Ты сам свой высший суд .
1. Глаголом жги сердца людей
2. … вечный судия Мне дал всеведенье пророка
3. Поэт! Не дорожи любовию народной
4. С отвагою свободной поэт на будущность глядит (Журналист, читатель
И писатель
5. Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк
6. Чувства добрые я лирой пробуждал
III. Да здравствует солнце, да скроется тьма
Метафорическое изображение поэта — гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии . Та же метафора, но только в философски обощенном плане развертывается в стихотворении «пророк». Для Пушкина взаимоотношения поэта — пророка и тех, к кому обращено его слово, определяется свойствами самого пророка: он наделен своим исключительным даром: » И внял я небо содроганье». В стихотворении «Пророк» поэт привязан высшей волей «глаголом жечь»
Пушкин делает упор на независимости поэтического вдохновения и творчества от мнения толпы.
Поэт! Не дорожи любовью народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.
Но ты останься, тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один — пишет поэт в стихотворении «Поэту». В «памятнике» поэт «нерукотворными», то есть исконно совершенными, созданиями высокого искусства славит в «жестокий век» человечность, смелость и свободу, обретая бессмертие в памяти народной. И в то же время поэт — художник безразличен к «любви народной», исполнен презрения к «черни», тоскует он в забавах мира не понятый никем, гордый своим одиночеством. Он идет свободной дорогой туда, куда влечет его свободный творческий выбор.
У М. Ю. Лермонтова тема поэта — это всегда тема «поэт и общество», тема активных и часто враждебных взаимоотношений творческой личности с окружающей средой. Гонимый пророк — устойчивый образ в лирике Лермонтова, вспомним, например, «осмеянного пророка в стихотворении «Поэт», а так же слова Писателя из стихотворения «Журналист, читатель, писатель»: К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь, Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь?
В стихотворении «Пророк» свое развитие пушкинской темы Лермонтов
Подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его
Предшественник:
С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…
Если пушкинскому пророку в равной мере открыт как природный, так и
Человеческий мир, то лермонтовскому внемлет лишь мирная, не знающая людских
Пороков природа:
И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
«Шумный град» же встречает его насмешкой «самолюбивой пошлости», неспособной понять высокого, аскетического инакомыслия. Различный трактовки темы поэта у Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике пророка. В отличие от Пушкина, наделившего его сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты, а так же бытовые подробности. Он худ, бледен, одет в рубище, торопливо пробирается чрез город, слыша за спиной оскорбительные возгласы. Таким образом, в соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «пророка» раскрывается им, как трагическая.
Она многогранна: это и образ общества, враждебного «любви и правде». И образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагической разобщенности интеллигенции народа, их взаимного понимания.
В XIX веке, в наступающих сумерках, когда лучшими людьми века овладевает ужас перед будущим и смертельная скорбь, Пушкин один провозглашает заздравную песню во славу жизни, вечному солнцу:
Ты солнце светлое, гори. Как это лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертием ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!