Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самореализация учащегося — это реализация его возможностей, его «Я», предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности,

Общения, межличностных отношений.

На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе самоанализа, учат сравнивать, сопоставлять, анализировать,

систематизировать, обобщать и применять методические знания на практике.

Выполнение программы самореализации личности вынуждает учащегося внимательно прочитать текст изучаемого художественного произведения, более глубоко изучить теорию литературы, необходимую для работы над программой, тщательнее отнестись к своим знаниям в области анализа произведения, научиться сопоставлять и сравнивать полученную информацию, самостоятельно оценивать свои знания.

Для успешной работы над Программой самореализации учащийся должен сформировать в себе три уровня осуществления творческой самореализации:

исполнительность

самостоятельность ответственность

Каждый уровень содержит в себе определенный набор качествчеловека, необходимых для выполнения Программы.

Программа реализации личности строится по определенной схеме:

Название предметной темы обращение к учащемуся информация о целевом банке темы перечень основных изучаемых понятий краткое содержание темы перечень творческих, поисковых, исследовательских заданий определение целей работы по каждому заданию информация об использовании разнообразных источников информации сопровождение в процессе работы представление возможности учащемуся самостоятельно оценивать свои знания

Программа содержит 10 заданий, выполнять которые учащийся можетпо выбору.

Все задания Программы составляются с учетом уровня готовности ученика к самообразовательной деятельности, уровня

Знаний по данной теме, его желания использовать личностные качества в учебной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

В процессе формирования навыков самообразовательной деятельности советую учителям

— проводить регулярное диагностирование учащихся с целью определения уровня подготовленности каждого;

— организовывать самостоятельную познавательную деятельность в процессе работы как на уроках, так и при выполнении домашних заданий;

— обучать учащихся приемам работы через библиотеки и интернет;

— привлекать учащихся к активному участию в работе МАН, факультативов и др.

Составляя Программу самореализации личности учащегося, учитель должен учитывать следующие моменты:

задания Программы должны строиться так, чтобы дать возможность ученику не только углубить свои знания по предмету, но и связать их с явлениями общественной и культурной жизни человека, а, значит, найти их практическое применение; задания Программы должны быть направлены на развитие мышления, на поиск связей с другими науками, видами искусств, на углубление знаний, на развитие коммуникативных умений; необходимо познакомить учащихся со структурно-часовой моделью изучения темы — это поможет им сориентироваться во времени, спроектировать свою самообразовательную учебную деятельность и приучит к самоконтролю и планированию своих действий; задания должны быть репродуктивного, конструктивного или творческого характера; формы «выхода» учебной деятельности могут быть разными: реферат, сообщение, работа с таблицами, коллаж, инсценировка, сочинение, презентация, небольшое исследование и т. д. завершив работу над Программой, учащийся может провести рефлексию своей деятельности, осознать, что ему помогало в работе, а что мешало, какие чувства возникали; учителю необходимо сравнить самооценку ученика со своей оценкой, обговорить их — это способствует развитию правильной самооценки.

ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

«ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ»

(комплексная система заданий по роману

М. А. Шолохова «Тихий Дон») 11 класс

«Тихий Дон» явил собой произведение такой

Художественной силы и с самого начала получил такой

«ошеломительный ход», что написать его мог только

«несравненный гений».

Уважаемый учащийся!

Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова — одно из наиболее значительных произведений русской литературы

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся