Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самореализация учащегося — это реализация его возможностей, его «Я», предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности,
Общения, межличностных отношений.
На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе самоанализа, учат сравнивать, сопоставлять, анализировать,
Выполнение программы самореализации личности вынуждает учащегося внимательно прочитать текст изучаемого художественного произведения, более глубоко изучить теорию литературы, необходимую для работы над программой, тщательнее отнестись к своим знаниям в области анализа произведения, научиться сопоставлять и сравнивать полученную информацию, самостоятельно оценивать свои знания.
Для успешной работы над Программой самореализации учащийся должен сформировать в себе три уровня осуществления творческой самореализации:
исполнительность
Каждый уровень содержит в себе определенный набор качествчеловека, необходимых для выполнения Программы.
Программа реализации личности строится по определенной схеме:
Название предметной темы обращение к учащемуся информация о целевом банке темы перечень основных изучаемых понятий краткое содержание темы перечень творческих, поисковых, исследовательских заданий определение целей работы по каждому заданию информация об использовании разнообразных источников информации сопровождение в процессе работы представление возможности учащемуся самостоятельно оценивать свои знания
Программа содержит 10 заданий, выполнять которые учащийся можетпо выбору.
Все задания Программы составляются с учетом уровня готовности ученика к самообразовательной деятельности, уровня
Знаний по данной теме, его желания использовать личностные качества в учебной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
В процессе формирования навыков самообразовательной деятельности советую учителям
— проводить регулярное диагностирование учащихся с целью определения уровня подготовленности каждого;
— организовывать самостоятельную познавательную деятельность в процессе работы как на уроках, так и при выполнении домашних заданий;
— обучать учащихся приемам работы через библиотеки и интернет;
— привлекать учащихся к активному участию в работе МАН, факультативов и др.
Составляя Программу самореализации личности учащегося, учитель должен учитывать следующие моменты:
задания Программы должны строиться так, чтобы дать возможность ученику не только углубить свои знания по предмету, но и связать их с явлениями общественной и культурной жизни человека, а, значит, найти их практическое применение; задания Программы должны быть направлены на развитие мышления, на поиск связей с другими науками, видами искусств, на углубление знаний, на развитие коммуникативных умений; необходимо познакомить учащихся со структурно-часовой моделью изучения темы — это поможет им сориентироваться во времени, спроектировать свою самообразовательную учебную деятельность и приучит к самоконтролю и планированию своих действий; задания должны быть репродуктивного, конструктивного или творческого характера; формы «выхода» учебной деятельности могут быть разными: реферат, сообщение, работа с таблицами, коллаж, инсценировка, сочинение, презентация, небольшое исследование и т. д. завершив работу над Программой, учащийся может провести рефлексию своей деятельности, осознать, что ему помогало в работе, а что мешало, какие чувства возникали; учителю необходимо сравнить самооценку ученика со своей оценкой, обговорить их — это способствует развитию правильной самооценки.
ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
«ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ»
(комплексная система заданий по роману
М. А. Шолохова «Тихий Дон») 11 класс
«Тихий Дон» явил собой произведение такой
Художественной силы и с самого начала получил такой
«ошеломительный ход», что написать его мог только
«несравненный гений».
Уважаемый учащийся!
Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова — одно из наиболее значительных произведений русской литературы