«Пейзаж настроения»

По творчеству Ф. И. Тютчева и И. И. Левитана

Вид урока: комбинированный.

Для урока потребуются: репродукции картин И. И. Левитана «Над вечным покоем», «Золотая осень»; аудиозаписи симфонического цикла П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока
Вводная беседа

— Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите.

— Что же значит слово Настроение?

— А теперь попробуйте описать свое настроение с помощью цвета. Что получится?

Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то

— тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения.

— А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?

Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна.

— А какой художественный прием вы использовали, описывая свои воображаемые картины?

Сейчас вы, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И. Левитана: «Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно

дышит. Всегда поет и песнь ее художественна.

Земля ведь рай, и жизнь — тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт».

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

И вот именно о душе и духе родной природы писали два великих художника — живописец Левитан и поэт Тютчев.

А теперь я попрошу помочь мне рассказать о художественном мире Левитана и Тютчева моих экспертов, работавших в группах «Любителей живописи» и «Знатоков поэзии».

«Любители живописи»

Умению вести «любовные беседы с природой» и мучиться невозможностью в совершенстве выразить ее таинственный язык Левитан остался верен до конца жизни. В красоте, разлитой в природе, художник черпал вдохновение и веру в свои силы. Но природа была и школой сомнений, которая раздвигала просторы творческого поиска. Левитан стремился перевести зрительское восприятие природы в сферу чувствований и философских раздумий, то есть приближал живопись к поэзии.

Вглядитесь в картину «Над вечным покоем», написанную Левитаном в 1894 году.

…Деревянная церквушка, близкая по очертаниям к простым крестьянским избам, вышла на крутой берег и замерла перед открывшимся простором, перед величием слияния «тишины земной» и «небесной». У художника рождается поэтический образ мироздания, и возникает элегическая грусть, краски спокойны и теплы. Полотно застыло, но оно дышит.

И есть только вечный миг.

«Знатоки поэзии»

«Певец ночи» — так называл Тютчева Тургенев. Поэт космической бесконечности был близок Левитану и по ощущению, и по элегическому настроению души в единстве с природой. Ведь элегия — это жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения .

Предложенные, на наш взгляд, сложны для восприятия шестиклассников. Они написаны взрослым, часто заимствованным языком. Кое-где в них пробивается ложный пафос.

В случае если вы все-таки дадите тексты своим ученикам на Дом, попросите ребят ни в коем случае не читать их вслух и не заучивать наизусть. Пусть попытаются пересказать эти тексты простыми словами. — Ред.

Беседа

— О чем воет ветер ночной?

— Что значит «древний хаос»? Вспомните мифологию.

— Чего просит лирический герой у ветра?

— О чем мечтает лирический герой?

— С беспредельным? Подберите синоним.

— Можно ли назвать стихотворение Тютчева пейзажным? Что вы видите, похожа ли ваша воображаемая картина на полотно Левитана? Почему?

— Что же объединяет эти два пейзажа?

А вот еще одно стихотворение Тютчева — «Есть в осени первоначальной…». Дома я просила вас выучить его наизусть и мысленно проиллюстрировать.

— Что же у вас получилось? Какую краску вы бы взяли, акварель или масло? Какую цветовую гамму выбрали бы для полотна?

— Какие художественные особенности текста помогают вам создать картину?

— Каково настроение стихотворения? Можно ли определить его однозначно?

А вот шедевр из собрания Третьяковской галереи — «Золотая осень» Левитана.

— Что общего между этими произведениями искусства? Настроение!

— Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины?

Попробуйте выразить свое настроение в поэтических миниатюрах или создать необходимую пейзажную зарисовку, которая передавала бы настроение.

Возможные темы:

«Нас Утро встречает прохладой…»

«Весенняя песенка, душу согрей…»

«Август — астры, август — звезды…»

«Вот и лето. Жарко, сухо…»

«В саду горит костер рябины красной…»

Творческие работы учащихся

В саду горит костер рябины красной, Как жаркое пламя любви. До чего же все это прекрасно! Постой, погоди, погори!

Нас утро прохладой встречает, Росой нас встречают луга. Гроза вдалеке затихает, В траве утопает нога. С туманом небесным сливаясь, Цветные лучи распустив, Солнце встает, пробуждаясь, Свой облачный дом осветив. А на пеньке сучковатом Просыпается ежик, пыхтя.

И скачет зайчишка лохматый, Травиночку в лапках крутя. И так хорошо спозаранку, Когда тишина на полях, Пройтись на лесную полянку, Где еще не прогрелась земля.

Вот и лето наступило. На дворе растет трава. Все вокруг позеленело И запело, как всегда. Я на улице стою, Радуюсь я летом.

Сейчас вдруг песенку спою, Пусть летит по свету.

В августе — астры, В августе — звезды, Днем — голубой хрустальный воздух. Вечером на астры туман ложится, Пытаются астры тихо сердиться. А с неба звезда под ноги упала И о чем-то лишь мне прошептала.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Пейзаж настроения»