Осуждение либерального панства, озлобленности в произведениях Винниченко
Панок Коростенко из рассказа «Малорос-Европеец» «шагает» в ногу с Европой, все его хозяйство механизировано, любые операции осуществляются «машинным роботом» и на «рациональных началах». Он заботится о «крестьянине-азиате», собирается «сказать новое слово старой мамочке Украине» и «выгонять азию». Этот «прогрессивный» человек хочет лишь «добра и правды», а также образования в украинской школе для своих крестьян.
И вот, «помещик новой формации» расстреливает из пулемета крестьянскую свадьбу,
Вспомним, что со временем подобным сюжетом воспользовался М. Коцюбинский. Изучая в следующих классах его «Кони не виновные», ученики смогут ощутить идейно-тематическую близость этих сатирически-психологических рассказов. Правда, у Коцюбинского отсутствует кровавый финал. Помещик Малина, тоже большой «приверженец» простого люда, лишь «пожалел» коней, на которых приехали Казаки для расправы с его крестьянами. В сатирических произведениях Винниченко смеется над тем, что достойно смеха, а патриотичный сентиментализм разоблачает с присущим ему
Весомый вклад внес писатель в благородное дело развития украинской детской литературы, продолжив знаменитые традиции И. Франко, М. Коцюбинского, В. Стефаника. Между прочим, уместно обратиться к ученикам с просьбой назвать уже известные им из младших классов произведения о детях. Автор сборника «Ожерелье», рассказов «Кумедия с Константином», » Федько-Халамидник», «Бабушкин подарок» проявил себя тонким знатоком удивительного внутреннего мира маленьких героев.
Большая любовь к детям помогала писателю трогательно, нежно, с сочувствием и болью воспринимать, переживать, изображать тяжелую, а часто и трагическую судьбу «маленьких грешников».
Рассказ «Кумедия с Константином» — одна из вершин украинской детской литературы. «Каминным уродом» прозван господский пастушок за свой характер. Господская челядь, ребятишки издеваются над ним, бьют и травят его, но «вещь в том, что Константин никогда не плакал, не плакал, да и довольно, такой был смешной!» Единственное, чем можно было допечь малого — пренебрежительным словом незаконнорожденный и упоминанием, что господин — его отец. Страдания ребенка достигают такой силы, что мальчик забыл обо всем на свете, об обязанностях пастушка, до вечера пролежал расстегнутый, босой, без рубахи на сырой земле. За небрежность он зверски был побит лановым, заболел и через несколько дней умер. Кажется, ну что особого в этом рассказе?
А насколько умело, тонко и просто автору удается передать сложное и страшное внутреннее состояние мальчонки. Каждое произведение Винниченко — яркая иллюстрация этих слов. Это едва заметная похожесть жандарма на отца узника, которая не разрешила последнему убить своего мучителя , свирель-душа Василия , лошадь, которую бьет наймит, протестуя против собственного бессилия и немощи . Кстати, подобную последнюю деталь использовал А. Довженко в киноповести «Арсенал».
В рассказе «Кумедия с Константином» характерным штрихом, который приобретает глубокое аллегорическое значение, является окурок господской папиросы. Со «страстной мольбой» впервые в жизни мальчик заплакал, когда у него хотели отобрать окурок, так как «то — отца!». Винниченко сумел тонко подметить, что от того окурка «шла ниточка к сердцу» Константина. У мальчика меняется даже взгляд, с «сердитого и настороженного» он становится «чудным, каким-то жадным, набожным», «очарованным и ласковым». Наверное, впервые в жизни мальчик нежно улыбается, а глаза сияют от радости, он — властитель «бесценного сокровища», навсегда зажал его в кулачке.
Глубоко драматическим является финал рассказа. «Так с тем окурком его и похоронили. И недели два еще потом вспоминали на кухне эту чудную кумедію с Константином». Как правило, каждый эпизод, событие, ситуация в произведениях В. Винниченко очерчивается согласно социальным, моральным, этическим взаимоотношениям начала двадцатого столетия.
Любящее, нежное, открытое сердце ребенка противопоставляется жестокости взрослых, безобразному и преступному обществу, которое калечит маленькие жизни и маленькие души.