Образы Матрены Тимофеевны и Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна и Савелий. Для раскрытия характера крестьянки Матрены Тимофеевны, ее внутреннего мира Некрасов использует форму исповеди. Как известно, право на исповедь получал обычно герой, близкий автору, отличавшийся напряженной интеллектуальной жизнью.
У Некрасова же едва ли не впервые в качестве такого героя предстает простая крестьянка. Она оказывается наделенной таким духовным богатством, таким пониманием жизни и людей, что поэт считает возможным полностью доверить ей повествование. Ни один из некрасовских героев не пользуется
Одно это свидетельствует о ее несомненной талантливости . Не менее важно, что именно Матрена Тимофеевна оказалась в состоянии рассказать странникам о Савелии, его жизни, мыслях, поучениях, которые произвели на нее огромное впечатление, повлияли на формирование ее нравственных убеждений. Учитель и ученица — так можно обозначить отношения Матрены Тимофеевны и Савелия.
Савелий также является художественным открытием Некрасова. Века крепостничества не смогли убить народного стремления к свободе. Крестьянский
Не идеализируя Савелия, Некрасов создает образ, где сочетаются противоречивые черты: богатырское терпение «до поры», социальная активность, способность к бунту — и религиозность, отказ от борьбы к концу жизни, психологическая надломленность, приводящая к проповеди смирения. Так реалистически правдиво были воссозданы те типические черты русского патриархального крестьянства, которые проявились даже во время революции 905 г., как об этом сказано в статьях а о Л. Толстом.
Образ народного заступника. Эта тема, представленная и в лирике Некрасова, проявляется уже в Части Первой поэмы. Там в одном из важнейших авторских отступлений Некрасов, упомянув Белинского и Гоголя, писал с нескрываемым волнением:
«То имена великие, Носили их, прославили Заступники народные!»
Наиболее полно мысль о необходимости теснейшей связи революционно-демократической интеллигенции с народом нашла воплощение в образе Гриши Добросклонова, который появляется в «Пире — на весь мир». Последняя часть поэмы создавалась в 876 г., когда уже выяснилась неудача «хождения в народ».
Некоторая часть народнической интеллигенции даже разочаровалась в народе, который не откликнулся немедленно на социалистическую пропаганду. Именно в этот напряженный период, в преддверии второй революционной ситуации Некрасов пишет «Пир — на весь мир», настаивая на необходимости вести постоянную и кропотливую работу среди народа. Решить эту насущную задачу должны люди, которым народ доверяет, которые сроднились с ним, стали близкими, действовали бы так, как Гриша Добросклонов. Крестьяне воспринимают его как своего, как выразителя и истолкователя их надежд, настроений, интересов.
Вместе с тем Некрасов, верный жизненной правде, показал, что уровни сознания Добросклонова и крестьян все же не пересекаются.
Необходимо учитывать, что широко известные строчки, которыми чаще всего пользуются при характеристике Гриши Добросклонова:
«Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое…»,
В новейшем и наиболее авторитетном академическом Полном собрании сочинений и писем Некрасова выведены из основного текста и помещены лишь в разделе «Варианты» так как сам поэт на раннем этапе работы вычеркнул их и более к ним не возвращался. в состоянии понять глубинный смысл Гришиной пропаганды, хотя он стремится сделать ее максимально простой и доступной для понимания. Если бы странники могли подняться до уровня Гриши Добросклонова, цель поисков была бы достигнута, и они могли бы с чистым сердцем, найдя счастливого, вернуться домой: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, //Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Но знать этого они не могли, поэтому поэма не заканчивается, впереди у странников еще долгий путь, а к чему он приведет — неизвестно, потому что Некрасов поэмы не дописал.
Возможно, трудности возникали как раз потому, что сама действительность еще не подсказывала жизненно убедительного финала.