Конспект урока литературы «М. В. Ломоносов — великий помор»

МДОУ Центр развития ребенка

» Детский сад №34 «Золотой ключик» г. Северодвинска

Архангельской области.

Конспект урока литературы «М. В. Ломоносов — великий помор»

Подготовила воспитатель

Первой квалификационной категории

Думина Ирина Эдуардовна

Г. Северодвинск

2015г.

Программное содержание :

1.Закрепить знания детей о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

2.Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории родного края.

3.Формировать интерес к учебной и исследовательской деятельности.

4.Воспитывать

чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и

К людям, прославившим его.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы .

Заучивание стихов.

Слушание музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра и Северного Русского народного хора.

Просмотр видеофильма «Музей М. В. Ломоносова в Холмогорах».

Обзорная автобусная экскурсия по улице Ломоносова с посещением памятника М. В. Ломоносову.

Комплекс занятий по ознакомлению с жизнью и бытом поморов.

Занятие и выставка детских работ по мозаичному искусству.

Изготовление

костюмов и декораций родителями и детьми для литературно-музыкальной композиции.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: Художественное слово, игры, хороводы, музыка, театрализация.

1 . , Воспитатель Читает стихотворение)

Много ль известно вам мест, где случается чудо?

Мест, где творится история наша с тобой?

Здесь родились и рождаются лучшие люди,

И называется это северной землей.

Здесь в обозримом пространстве и вехи и даты.

Здесь имена и событья, и судьбы людей,

Здесь и сейчас, а не где-нибудь, в прошлом, когда-то,

Место рожденья героев сегодняшних дней!

Выпало нам быть творцами великих событий,

Счастье растить города и детей и цветы,

В мире великих людей и великих открытий,

В мире, где просто сбываются наши мечты.

В мире, где все еще помнят про честь и про совесть,

Где еще песни о главном поют за столом,

Где говорят с уваженьем — Архангельская область.

Область надежды, которую домом зовем!

2 . Хоровод «СЕВЕРНЫЙ»

1.За рекой у ворот, где рябина растет

Мы с подружками сегодня заведем хоровод.

2. Не спроста говорят, что наш север богат,

Лесорубы и поморы чудеса здесь творят.

3. Кто на севере бывал, ночи белые видал,

Полюбил всей душой север наш дорогой.

4. Мы о севере поем, в гости вас позовем.

Голубику и морошку собирать в лес пойдем.

3 . , Воспитатель читает текст)

— Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, Между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них — Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне.

Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы.

Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.

Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.

— Мы пройдем сегодня по часам жизни Михаила Васильевича Ломоносова. И вот первый этап жизни «Детство Ломоносова».

Воспитатель:

— Ох, и трудно было маленькому Ломоносову: мать рано умерла, но научила его грамоте. Читал он только церковные книги, да не все в них ясно, не все правдиво. И попались ему однажды книги интересные, научные — грамматика и арифметика.

Да мачеха, с которой жил Михайло, считала чтение его бездельем, и заставляла его отцу помогать, промыслом рыболовным заниматься. И вот с 10 лет Михайло в море с отцом выходил.

.

Воспитатель:

— Трудно, нелегко тянуть рыболовную сеть было маленькому Ломоносову. А дети в его возрасте все веселились и играли: в «чехарду», «лапту», «Золотые ворота»

4 Русская народная игра » Золотые ворота» .

Золотые ворота, проходите детвора

Первый Царь пройдет всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

5 Воспитатель:

— Так прошло детство Ломоносова, и вот другой этап его жизни — путь в науку. Надоело терпеть Михайло все унижения, и решил он в Москву отправиться с рыбным обозом. И продолжить получать знания в академии.

И было ему всего 19 лет.

Воспитатель: Старик, сосед по Холмогорам,

Рукою об руку стуча,

Приблизился к Михайло:

Старик: — Скоро

Ты обратишься в москвича.

Гляди, да станешь барин грозный,

Забудешь, кем и где рожден!….-

Воспитатель: Потом подумал и серьезно

Добавил на прощанье он:

Старик: — Пришел не к батюшке родному,

Ты ни кому не нужен тут…

Ходи всю ночь от дома к дому —

Нигде приюта не дадут.

Вот кулебяки, пригодятся!

Бери же, что за разговор…

Еще придется поскитаться,

Но ты держись: ведь ты помор!

… Домой вернемся, в Холмогоры,

И за тебя влетит еще…-

Воспитатель: Ответа не найдя помору,

Котомку, вскинув на плечо,

Пошел Михайло Ломоносов,

Сдержав рыдание с трудом.

Воспитатель:

— И вот Москва, славяно-греко-латинская академия. Великовозрастный Ломоносов был зачислен в » низший» класс академии, потому что не знал латыни. Он был настолько высоким и крупным, что даже в класс заходил, наклонял голову, чтобы не стукнуться и малые ребята, видя его, смеялись:

1-й ребенок: — Сломаешь, Ломоносов, дверку!

2-й ребенок: — А голова цела, проверь?

3-й ребенок: — С Михайло снять бы надо мерку

Пред тем, как делать эту дверь!

Воспитатель:

— Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил:

Ломоносов :

— Что с тобой делать?

— На крышу забросить?

Воспитатель:

— Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.

— Прошло полгода, и Ломоносова, как самого способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже постиг латынь и стал писать стихи на этом языке. И закончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию за 5 лет.

А какие опыты он проводил, какие открытия сделал!

.

Ломоносов:

— Это чистая вода — здесь молекулы чистой воды , а это цветная вода — здесь молекулы цветной воды . Я медленно добавляю цветную воду в обычную, и молекулы, как маленькие человечки, перемешиваются. А теперь вы, ребята покажите молекулы чистой воды и молекулы цветной воды.

Воспитатель:

— И действительно великий ученый в физике открыл, что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. из веселых человечков. Покажите теперь ребята газообразное вещество , а теперь — крепкий камень . Молодцы ребята! Садитесь.

6. Воспитатель:

— И вот этап последний — Ломоносов — ученый , посмотри Михайло в будущее, сколько открытий ты сделал, сколько дал науке, что даже дети знают об этом. Проведем маленький опрос:

— Какие самые первые и любимые книги Ломоносова?

— Назовите предмет, который изобрел Ломоносов для наблюдения в сумерках? .

— Какие открытия сделал Ломоносов в области Астрономии? .

— А в физике, что открыл великий ученый? .

— Какое искусство, самое красивое и яркое возродил Ломоносов?

Воспитатель:

— Во всех областях науки проявил себя наш Михайло Ломоносов. Именно у нас, на берегах реки Пинеги, на севере, подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!

1-й ребенок:

Восславим, братья, человека,

Который славу родине принес!

Восславим время того века,

В котором родился и вырос он.

2-й ребенок:

Он внес в науки эту душу,

Вложил все силы и труды,

Прославил родину, науку,

Себя прославил и труды свои.

3-й ребенок:

Он рос, к науке страстно тяготился,

Учился в школе за двоих,

Усердно занимался, не ленился

И преуспел в трудах своих.

4-й ребенок:

Он изучал науку за наукой,

Стремился истину постичь,

Что непонятно объяснить

И для России в пользу обратить.

5-й ребенок:

Сбылось предначертание судьбы,

Пройдя чрез все,

Стремленье к знаньям победило,

И он себя прославил и Россию!

Воспитатель:

— Гениальность нашего земляка, великого помора М. В. Ломоносова является истинным достоянием и украшением мировой науки.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока литературы «М. В. Ломоносов — великий помор»