Народность в стихотворении Пушкина «Романс»
Необходимо Отметить также несколько ранних пушкинских стихотворений, носящих несомненный налет народности, хотя еще и несколько наивной. Это, в первую очередь, знаменитый «Романс» .
По силе эмоционального воздействия и своей распространенности «Романс» стоит несравненно выше известного сочинения И. П. Пнина на ту же острую тему: «Вопль невинности, отвергаемой законами» . «Романс» сразу же стал народной песней, потому что то, о чем он рассказывал, правдиво отражало целую сторону жизни крепостного крестьянства. Дворовые
В большинстве случаев их ожидала участь, описанная в «Романсе». В этом, еще незрелом и во многом наивном пушкинском стихотворении есть большая искренность:
Дадут покров тебе чужие И скажут: «Ты для нас чужой!» Ты спросишь: «Где ж мои родные?» И не найдешь семьи родной. Психологически сложно описано и отношение обесчещенной матери к отцу ребенка: Быть может, сирота унылый, Узнаешь, обоймешь отца. Увы! где он, предатель милый, Мой незабвенный до конца?
Чтобы понять возможность
На челе ее скорбь, в глазах отчаяние. Она держит младенца, плачевный плод обмана. Впервые напечатано Б. М. Федоровым в альманахе «Памятник Отечественных муз, изданный на 1827 год».
Самим Пушкиным впоследствии «Романс» не перепечатывался. насилия, но живой слепок прелюбодейного ее отца. Родив его, позабыла отцово зверство, и сердце начало чувствовать к нему нежность». Сложна и картина возможной будущей встречи матери и сына:
Но что сказала я быть может, Виновную ты встретишь мать Твой скорбный взор меня встревожит! Возможно ль сына не узнать? Ах, если 6 рок неумолимый Моею тронулся мольбой.
Но, может быть, пройдешь ты мимо Навек рассталась я с тобой.
Последняя строфа монолога матери социально остра, заключительные же ее строки полны нежности:
Ты спишь — позволь себя, несчастный, К груди прижать в последний раз. Закон неправедный, ужасный К страданью присуждает нас. Пока лета не отогнали Беспечной радости твоей — Спи, МИЛЫЙ! горькие печали Не тронут детства тихих дней!
Особый характер пушкинского «Романса» виден и из его небывалой распространенности: кроме публикации Б. М. Федорова в 1827 году, он издавался при жизни Пушкина, но без его участия и ведома, не менее 11 раз с нотами и в различных песенниках.