Дилогия Бориса Гринченко «Среди темной ночи»
Само название произведения довольно символично: писатель показывает тьму обнищавшего села, где постоянно точатся ссоры и потасовки, дикие разгулы, разрушается нравственность. У старика крестьянина Филиппа Сиваша три сына — три разные судьбы села, которое начинает разрушаться. Старший сын Денис, не гнушаясь никакими средствами, взбирается в «зажиточные хозяева», Роман отбыл солдатчину, потынялся в городе, возвращается в село и ведет паразитическую жизнь.
Солдатчина и служба в городе искалечили его душу.
Энергичный, сообразительный,
Меньший брат Зинька старается жить честно, стремится защищать интересы крестьян. Его волнует «почему так люди живут», «отчего нельзя лучшего порядка завести». Это только больные вопросы. А где
Глубиной трагизма поражает читателя судьба Левантины. Вечная наймичка, сирота, красивая и честная девушка, она становится забавой для других. Сначала ее обесчестил Роман.
После смерти ребенка Левантина убегает из села, ищет судьбы в городе. И снова сходится с Романом, тянется к нему, хочет быть счастливой. В эпилоге писатель делает обобщение о мире несправедливости и зла, где люди сделали себе из широкого и ясного мира «тесный мир неволи и тьмы, зверской борьбы за кусок хлеба, за право жить». Остается со своими раздумьями Зинька Сиваш: «Люди сами такой порядок между себя завели, что как кому так и хорошо среди него жить, а как кому так никак нельзя жить».
Как найти тот путь, где та сила, которая выведет людей к новой жизни? Этими мыслями живет и постоянно мучается Зинька. Писатель стремится нарисовать положительный образ, показать, как Зинька становится защитником обиженных крестьян.
Сам он привлекательный, ощущает красоту природы, ценит человеческую работу, тянется к людям. Зинька начал открытую борьбу против богачей, которые решили захватить общественную землю нечестным путем, действуют коварно и организованно.
Старший брат Денис старается привлечь Зиньку к своей компании, а когда тот отказывается, ему предъявляют обвинение в убийстве и отправляют в тюрьму. «Где же та правда, — думает Зинька, сидя в тюрьме, — когда можно наказывать человека за ничто? Зачем же тогда весь этот порядок в мире, весь этот порядок, когда можно наказывать, мордовать невиновных?.. А когда так, то зачем людям эти все суды, эти все начальники?».
Зинька наконец остается на «распутье» своих действий. Он не видит пути, который может привести людей к счастью. Обобщая, учитель должен сказать, что Б. Гринченко работал в сложную эпоху. Вся его писательская и общественная деятельность была целенаправленной, нуждалась в значительной выдержке и мужестве.
Были у художника и высокие взлеты, были и ошибки, тем не менее, он всегда заботился о человеческом добре и действовал в пользу родного народа, обездоленной Украины. И. Франко в письме к писателю писал:
«Смелость, с которой Вы выступали не раз в делах, о которых никто другой не решался заговорить, указывала в Вас человека, в котором, кроме литературной части, был также публичный деятель. Расширение же Вашей деятельности на поле научное, на поле фольклора, литературной критики и языковедения возбуждало мою наиполнейшую симпатию к Вам».
Именно так мы и должны смотреть и оценивать тяжелый жизненный путь и большую творческую деятельность этого неутомимого человека, выдающегося и общественного деятеля, который все свои силы положил на алтарь родной страны. И его слова целиком справедливы: «Я неглупо неутомимо делал».