Осуждение войны в поэзии Александра Блока
В отличие от большинства писателей-модернистов Блок с самого начала осудил империалистическую войну. Это проявилось уже в том, что он почти совсем не откликнулся на нее, если не считать два стихотворения, прямо относящиеся к теме войны , и некоторые отзвуки в других стихах. Основные мотивы в этих произведениях — бессмысленная гибель людей —
Эта жалость — ее заглушает пожар. Гром орудий и топот коней. Грусть — ее застилает отравленный пар С галицийских кровавых полей… — и тревога за судьбу Родины — в «Коршуне»: Идут
Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?
Наиболее Значительным произведением Блока предоктябрьской поры является поэма «Соловьиный сад» , в которой подведен «своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе» . В стихотворении 1908 года «Май жестокий с белыми ночами» Блок писал, что для человека всего «достойней за тяжелым плугом в свежих росах поутру идти!». В «Соловьином саде» тема труда развивается на новой философской и общественно-литературной основе. Герой поэмы занимается
Путь его лежит мимо соловьиного сада, куда «не доносятся жизни проклятья», и, соблазненный этим, он уходит туда, в объятья «чаровницы». Но-
Пусть укрыла от дольнего горя Утонувшая в розах стена, Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! И герой поэмы оставляет сад.
Блок, однако, беспощаден к своему герою, который изменил жизни. Измена дорого ему стоила: он остался в одиночестве, его место в жизни уже занято:
А с тропинки, протоптанной мною, Там, где хижина прежде была, Стал спускаться рабочий с киркою, Погоняя чужого осла.
В то же время «Соловьиный сад» полемически направлен и против тех поэтов — «чистых лириков»,- которые проповедовали теорию изолированного наслаждения счастьем. Особенно важно то, что Блок здесь прямо полемизирует со своим учителем — Фетом, в частности с его стихотворением «Ключ», а также балладой «Соловей и роза». «Написанный… в преддверии революции, «Соловьиный сад» содержит в себе приговор всему самому заманчивому, самому упоительному, самому, казалось бы, поэтическому, что могли предъявить апологеты старого мира в канун его крушения» .
Художник, писал Блок, «должен честно смотреть, а смотреть художественно честно, значит — смотреть в будущее». Сам он смотрел именно так. Чем ближе было к моменту свершения социалистической революции, тем яснее — относительно! — понимал поэт некоторые стороны социальной и общественной жизни.
Он приветствовал февральскую революцию, но расценивал ее лишь как начало больших событий, как прелюдию к более серьезным свершениям.