История русской педагогики в творчестве П. Ф. Каптерева
Каптерев исследовал важнейший период русской педагогики и школы — после отмены крепостного права и начала первой мировой войны. Он научно объяснил происхождение общественно — педагогического движения, указал его источник и причины, а так же его влияние на последующее развитие отечественной педагогики и школы.
Каптерев выдвинул концепцию о борьбе двух педагогик — консервативной и прогрессивной — как о главной причине возникновения разных течений внутри педагогического движения. За консервативной педагогикой стояли силы
Прогрессивную педагогику он характеризовал как творческую, созидательную. Вот эта борьба двух педагогик и есть » одна из основных, самых главных пружин современной педагогической практике и отчасти теории».
Борьба двух педагогик особенно обострилась со времени реформ 60-х гг., когда, по оценки Каптерева, личности общества получили некоторые права, в том числе и некоторую самостоятельность,
Говоря об источниках развития педагогических идей в России, он называет два: собственные исследования и заимствования идей западноевропейской педагогики.
Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, Каптерев прежде всего вычленяет то, что помогает решать проблему теории и практики обучение и воспитания своего времени. Он не ставит перед историей русской педагогике отвлеченных теоретических задач, предпочитает извлекать из нее лишь то, что требуется на каждом шагу в жизни общества и школы.
В своем капитальном труде «История русской педагогии» Каптерев с этих же позиций рассматривает и оценивает факты школьного дела, «которое всюду начинается с того, что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающее поколение к окружающей детей среде общественно — политической организации».
Каптерев воспринял проблему освобождения личности русского гражданина как историческую задачу, решении которой наука, просвещения призваны сыграть решающую роль. Поэтому в центре всех его историко — педагогических, педагогических психологических исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы. Не государство и не церковь, а только само общество может влиять, управлять и направлять школьное дело.
Такой главный вывод из его «Истории русской педагогии».
Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогике, которая определяла его отношение к любому вопросу в целом. Для решение важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т. д. В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом — психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания. Каптерев — выдающийся педагог психологической школы. Невозможно отнести хотя бы одну его работу только в раздел педагогики или психологии. Он, продолжал дело К. Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперед отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно — педагогического движения в России второй половины XIX — начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании.
Однако некоторые выводы П. Ф. Каптерева методологические ограничены, что объясняется уровнем развития науки в его время, которая, в частности, преувеличивала антропологический фактор в решение общественно — педагогических проблем.