Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?
Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» посвящено почти все третье действие . В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них — и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира.
Гости полностью разделяют его жизненную философию: когда надо «прислужиться» — умей сгибаться «вперегиб».
Сцена бала представляет собой отдельную комедию со множеством действующих лиц. Каждая группа персонажей, данная с полной обрисовкой
Муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин. По меткому замечанию Чацкого, этот «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» находится под башмаком своей супруги, приторной и жеманной дамы.
С помощью этих персонажей Грибоедов показывает особенности жизни московских дворян. Это и шесть княжон Тугоуховских, «выведенных на показ» , и графиня Хлестова с моськой и арапкой-девочкой, а также многие другие, имена которых подчас и не
Главный герой комедии — Чацкий — это человек, горе которого проистекает от ума, ума в широком смысле этого слова. В грибоедовское время «ум» понимался и как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. Именно «ум» Чацкого ставит вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, вне привычных для них норм и правил общественного поведения.
Именно на этом основан конфликт в комедии, и именно в сцене бала этот конфликт разрешается.
Лучшие человеческие свойства Чацкого делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто безумцем. Сцене бала предшествует очень мощный в эмоциональном плане монолог героя «А судьи кто?» И именно в сцене бала мы понимаем, что вопрос Чацкого, обращенного к Фамусову: «где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», является, по сути своей, риторическим. Гости Фамусова ясно дают понять, что пока они существуют, ни о каком прогрессе в обществе и речи быть не может.
Ведь их мечта — «забрать все книги да и сжечь».
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру.
На балу Чацкий понимает, что Софья, которую он любил, уже не та, что прежде, что люди, окружающие его в доме Фамусова, сплошь лицемеры и глупцы. Именно Софья распускает сплетню о безумии Чацкого только для того, чтобы отомстить ему за Молчалина. Тем самым героиня ставит себя по другую сторону от Чацкого, полностью присоединяется к лагерю Фамусова.
Именно в сцене бала Чацкий с горечью осознает — ему не добиться здесь правды, ему здесь делать нечего. Поэтому в финале пьесы он восклицает:
…пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету!