Иван Вишенский — выдающийся полемист украинской литературы
Среди писателей давней украинской литературы величайшим полемиком конца XVI — начала XVII столетия был Иван Вишенский. К сожалению, биографических сведений об этом писателе-полемисте очень мало: лишь то, что был он человеком просвещенным, а в 30-35 лет постригся в монахи, стал монахом аскетом, переселился в Грецию на Святую гору, на Афон.
На Афоне И. Вишенский начал свою литературную деятельность как писатель полемист, произведения которого пробуждали в народе антикатолическое и антифеодальное расположения духа. Наследство И. Вишенского
С первых своих литературных выступлений И. Вишенский подвергал критике общественные привычки и быт епископов и магнатов — а это уже критика в целом. Разоблачая современное ему общественное зло, он выступал против церковного, и социального, и национального.
«Послание к епископам»
Епископы не только не накормили, не упокоили путешественников, не одели голых и не помогли больным, а и сами грабят бедных подвергнутых, накладывая на них непосильные налоги.
А духовные владыки богатеют. Поэтому И. Вишенский высмеял и заклеймил крепостных в церковной одежде. Вишенский напоминает епископам, кем и чем они были и кем и чем они стали, получив духовный сан, став на службу Римскому и польскому королю.
Уже, в своем «Послании к епископам» писатель срисовал широкую сатирическую картину жизни светских господ и духовенства Речи Посполитой конца начала XVII столетия, решительно выступал на защиту человеческого достоинства православного крестьянина. Сатира И. Вишенского направленная против взяточничества, духовенства, торговли церковными должностями, нарушение основных заповедей. Писатель выступал против зла и неправды тех далеких времен.
О жизненном пути Ивана Вишенского известно очень мало. Историки считали, что он родился приблизительно в 1550 году на Львовщине в городке Судебная. Неизвестно, кем были его родители, где и какое образование получил писатель, что влияло на него так сильно, что он навсегда отказался от жизни на земле и добровольно наложил на себя трудный послух.
Говорят, что Вишенский долгие года жил отшельником на горе Афон, отказался от общения с людьми, проводя все время в молитвах и раскаянии.
Конечно, слабый духом человек не выдержал бы такой жизни. И иногда мне кажется, что бегство Вишенского от мира — это поступок человека, который не ощущает
Ни внутренней силы, прячется от проблем в веру, как в мушлю, откуда мир виднеется лишь настолько, насколько захочет. Если не высовываться — то не слышать человеческих голосов, стона родной земли, глумливого смеха ожиревших попов.
И создать собственный мир, полностью раствориться в нем и, общаясь с Богом, который прячется только в тебе, а потому и принадлежит только тебе, комфортно и уверенно. Этот мир может быть безграничным, а может превратиться в пятнышко — все зависит от собственного воображения и желания.
Превратившись на монаха-нелюдима, Вишенский все-таки иногда ощущал и хотел высказать то, что долгие года накапливалось в душе и сознании. Все передуманное выливалось в послание монаха, который ощущал себя пророком Исаем, обращается к нищим и грубым, какие своими нечестивыми просьбами отвлечения Господа от общения с единым, кто достоен внимания — с Иваном из Вишни.
В произведении «Тебе, который живет в земле, которые носит название Польская, всякого состояния и власти народа русскому…» — писатель обращается ко всем, кто ходит по земле, с предупреждением об «смертном кресте гибельного наказания», «всемирный потоп», который истребит все и всех: и алчных господ, и беззаконных судных Аристотелей, и Платонов… Этот ряд можно продолжить невинными детьми и способными калеками, людьми, которые не молятся с утра до вечера, а стараются заработать на шмат хлеба. Вишенский просит наказания на всю землю, такого, которое уничтожит всех, ведь считается, что лучше «…вас загубить и искоренить чтобы не оскверняли больше ее антихристовым безбожным неверьем, нечистой и несправедливой жизнью, предпочитая лучше пусто стоять…».
Иван Вишенский добровольно отказался от жизни среди людей — и имел на это право. Но, сидя в норе, он судит о мире, как о таком, что насыщенный только хитростью, мошенничеством, злодейством, враньем, несправедливостью, ленью, насилием. Мне кажется, что Вишенскому не хватило глубины мышления, так как если бы в мире властвовало только зло, человечество не выжило б. А живет уже 400 лет после Вишни, и имею надежду, будет жить еще долго.
Иван Вишенский стал аскетом из собственной воли, но, читая его произведения, мне иногда кажется, что его вселенский гнев на всех людей, которые радуются радостями жизни, не от желания видеть мир очищенным. Ненависть и раздражения вот главные эмоции человека, который отрекся от соблазнов, но так и не смог преодолеть в себе дьявола. Убегая от рогатого, он убегал и от жизни, и от самого себя настоящего.
Писать об отсутствии среди людей любви, он сам не ощутил этого чувства; кляня богопротивну гордость других — он гордится даже родной землей и народом. «Я с народом завещаний не составлял и ответов не создавал; и потому рода я не знаю», — пишет раздраженный афонец после приезда на Украину.
Иван Вишенский отрекся от земной жизни, но, если и в самом деле есть жизни после смерти, то этот человек ни отказом от земных благ, ни молитвами не вымолил себе Царства Небесного, ни достойной жизни своей Родине, ведь, прожив длинную жизнь, он не познал главного, чему учит религия и Бог — Любови.