Идея бессмертия народа в романе М. Стельмаха «Правда и несправедливость»
Экзаменационные сочинения по украинской литературе. Война 1941-1945 годов принесла много горя и страданий нашему народу. Тысячи людей погибли, сотни тысяч остались инвалидами, но все-таки одержали победу. Те, которым удалось вернуться с войны, продолжали жить, искать близких и родных.
В романе «Правда и несправедливость» Михаил Стельмах показывает украинское село в последние годы войны и первое послевоенное лето, преодоление земледельцами трудностей в восстановлении народного хозяйства, а главное — вечную борьбу правды и несправедливости,
Но М. Стельмах был советским писателем, и в силу определенных обстоятельств он был вынужден восхвалять коммунистический образ жизни. Хотя, по моему мнению, если бы тогда в бывшем Союзе была настоящая демократия, то писатель немного по-иному нарисовал бы образы советских людей, бойцов Красной Армии. Он мог бы глубже показать захватнический характер большевистской идеологии и ее сторонников. Главный герой произведения «Правда и несправедливость» Марк Бессмертный — олицетворение наилучших черт украинского народа: несокрушимой воли, стойкой веры в лучшее будущее государства. Тысячи мужественных
Одни из них боролись за свое государство, за самостоятельную Украину, а другие — за Украину подневольную в составе большевистской империи. Одним из таких бойцов был и Марк Бессмертный. Мы встречаемся с ним, открывая первую страницу книги. Начало произведения — основные события и решающие битвы жесточайшей войны.
1945 год. Марк ранен в ногу. Он лежит в церкви под образом святого Георгия. Рядом с ним находится и много других бойцов, которые нуждаются в медпомощи.
Когда в церковь зашел полковник и спросил, здесь ли Марк Бессмертный, то один из раненных ответил: «Здесь все бессмертные!».
В том бою смелый солдат подбил пять немецких танков, спас село. О его героизме люди составляли легенды. Не случайна и фамилия мужественного воина — Бессмертный.
Олицетворяя лучшие черты народа в образе Марка, автор не дает своему герою умереть. Раненого отвезли в госпиталь, там ему ампутировали ногу. Вот таким искалеченным, на костылях, возвращается он в родное село. Марку, как и каждому настоящему человеку, присуща скромность.
Идя по дороге домой, он заходит к одной женщине в дом. И чудо: на стене у нее его портрет. На вопрос «Чей портрет?» женщина рассказала о герое Бессмертного, спасителе села.
Марк не сознался женщине, что это он, а лишь возражал преувеличенной славе. Целиком закономерным является то, что вернувшись инвалидом с войны, Марк не замыкается в себе, а смотрит на все глазами людей, помогает односельчанам добрыми словами, советом, думает, как засеять поле, не имея ни зерна, ни горючего.
«Хоть бы на каких огнях не пришлось гореть мне, я буду до последнего служить людям», — таковы его слова. Поэтому и тянутся к Марку люди, избирают его главой колхоза. Он — честный, не корыстолюбец и не карьерист. Хочет, чтобы у сирот и вдов был хлеб на столе. Марк помогает всем односельчанам и лишь в последнюю очередь думает о себе. «Я же говорил, что начну строиться последним», — утверждает он.
О большой человечности героя говорит и то, что он дает приют сироте Хведьке. Марк волнует читателя и глубокой нежностью своей души. «Не бойся, маленький, я никогда не обижал ваш род…, — говорит он искалеченной птичке. — Слышишь, не умирай…, живи и выводи свою песню, выводи деток, так как если не будет птиц, то человеческое сердце станет черствее».
Бессмертный умеет ценить женскую красоту, работу, материнство и учит этому бессердечного Безбородько. Так как если охладеть и переступить через эти священные для каждого человека понятия, «то маленькой станет любовь и расстояние между человеком и обезьяной». У Марка особая забота о наиболее молодом поколении — детях. Он понимает, что их сызмала необходимо учить «человечности, добру», так как «детские сердчишки должны звенеть любовью, будто деревца весенним соком». Раскрывая образ Бессмертного, автор затрагивает общественно острые проблемы.
Поэтому Марка интересует все: почему низкая стоимость трудодня, почему нет заинтересованности у колхозника. Незаурядную смелость нужно было иметь писателю, чтобы так открыто говорить о горькой судьбе земледельца. Бессмертный понимает отдельные теневые стороны руководства сельским хозяйством. «Но кому об этом скажешь? — сокрушается он.
Марк бескорыстный, доброжелательный, чуткий. Даже когда Безбородько отказывается от своего ребенка. Бессмертный идет навстречу Марии Покритченко, предлагая ей записать ребенка на его фамилию. Вместе с тем он твердый и непоколебимый в борьбе с врагами. Еще будучи на войне, он, как и тысячи честных людей, был обманут коммунистической идеологией, верил, что, уничтожая фашизм, уничтожит все отвратительное, безобразное.
Но вернувшись домой, снова вступает в поединок с неправдой, которая засела даже в высших руководящих органах. Марк — партийный человек. Это, по моему мнению, дань времени. Разве смог бы М. Стельмах в советские времена писать по-иному, изобразить положительного героя без партбилета?
Бессмертный не испугался ни угроз, ни анонимок Безбородько, Шавули, Киселя. Эти люди заботятся лишь о себе. Изображая их мизерные собственнические интересы, трусость, предательство в годы войны, способность к клеветам и оговорам, автор еще больше подчеркивает ту большую пропасть, которая разделяла Марка и этих духовно бедных людей.
Бюрократизм, бездушность, недоверие, подозрение — это те страшные несправедливости, страшные болячки, о которых открыто говорит писатель в произведении. Бессмертный, смотря на все с позиции народа, правды, обращаясь к районному или высшему руководства, почти не находит ответа на свои «почему».
Автор этим показывает, насколько несовершенная и прогнившая вся коммунистическая система. Например, изображая образ Черноволенко, писатель подчеркнул, что есть такие замаскированные враги, которые верят, что настанет их время, когда они будут нужны. М. Стельмах предостерегает, что не все обстоит благополучно в обществе.
Пережить и одолеть эти трудности может только великий народ. И бессмертным он будет лишь тогда, когда будет жить по совести, по правде, а с несправедливостью будет вести беспощадную борьбу. Поэтому Марк Бессмертный не один. Он имеет много единомышленников и друзей.
Это Григорий Заднепровский, старый Евгений Дибенко, Борисенко. Также наилучшие черты трудящиеся воплощены в образах Пивовара, Василия Тригайводи. Далеко не все из них коммунисты.
Но они тянулись к Марку, поддерживают его, так как он, по словам сельского конюха Евмена Дибенко, «в души имеет понятие и к земле, и к людям, и к коням, и к хлебу святому». Раскрывая эти образы, писатель показывает красоту и силу дружбы, победу правды и величия жизни, идею бессмертия украинского народа. Роман «Правда и несправедливость» — это рассказ о трудовой победе народа в войне, о величии его подвига и бессмертии.