И. Ф. Анненский. «После концерта»
Лингвистический анализ стихотворения
Тема. Теоретические основы лингвистического анализа поэтического произведения
Цели: Систематизировать знания учащихся по теории литературы. Освоить вариант анализа лирического произведения.
Оборудование. Словари, журналы «Русская словесность», «Русская речь», видеомагнитофон, плакаты со стихотворными размерами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы, целей урока
III. Теоретические основы лингвистического анализа поэтического произведения
1.
1) Давыдова Т. Т. Целостный анализ поэтического произведения // Русская словесность. 2003. № 4. С. 18, 21-22.
Вопросы:
— Что включает в себя лингвистический анализ?
— Какие три типа компонентов произведения выделены в статье Т. Т. Давыдовой?
— Назовите содержательные компоненты. Дайте им определение.
— Назовите формальные компоненты произведения. Дайте им определение.
— Назовите содержательно-формальные компоненты. Объясните значение каждого термина.
— В каком порядке, по мнению автора статьи, следует анализировать поэтическое произведение?
2) Шафранская
Вопросы:
— Лирический текст. Как понимаете значение этого словосочетания?
— Сколько смысловых частей можно выделить, по мнению автора статьи, в любом лирическом произведении? Каково их содержание?
— Какие уровни анализа лирического произведения рассмотрены в статье?
Уровни анализа лирического произведения :
1. Жанр. 2. Тематика. 3. Композиция. 4. Сюжет. 5. Образ лирического субъекта.
6. Словесные элементы текста. 7. Ритмика.
— Э. Ф. Шафранская предлагает один из вариантов имманентного анализа текста, то есть анализа, не выходящего за рамки того, о чем сказано в произведении. Какие жанры лирического произведения называет автор статьи?
— Допустима ли, с точки зрения автора статьи, в школе терминология: любовная, пейзажная, философская лирика?
— Какую оговорку делает автор относительно понятия «философская лирика»? Перечислите темы, приводимые для примера.
— Какой элемент текста еще можно рассматривать при анализе тематики?
— Какие мотивы приводятся в пример?
— Какие аспекты существуют в отношении анализа композиции?
— Почему столь важны для анализа словесные элементы текста?
— Что следует понимать под ритмикой?
2. Консультация ассистентов учителя по темам «Стихотворные размеры», «Звуковая инструментовка лирического произведения. Фонетика»
Двусложные размеры: ямб, хорей; трехсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест; отступления от схемы: пиррихий и спондей; звуковая инструментовка лирического произведения: аллитерация, ассонанс.
IV. Проверка домашнего задания: чтение стихотворения И. Ф. Анненского «После концерта» наизусть с последующим выбором лучшего чтеца.
Требования к выразительному чтению:
1) оптимальный темп; 2) громкость; 3) дикция; 4) мелодика речи; 5) смысловые акценты ; 6) знание текста наизусть. Несоблюдение хотя бы одного требования ведет к снижению оценки.
V. Имманентный лингвистический анализ лирического произведения И. Ф. Анненского «После концерта»
Эту часть урока начнем с воссоздания обстоятельств, описанных в стихотворении И. Ф. Анненского.
1. Чтение наизусть стихотворения «После концерта» одним из учащихся — лучшим чтецом.
2. Анализ стихотворения учителем .
Произведение можно разделить на две неравные по объему смысловые части: обобщающую , в которой содержится мотив, побудивший лирического героя высказаться, а также риторический вопрос, и эмпирическую , в которой содержатся «частности» — описание внешнего облика певицы, манеры исполнения, ощущений, вызванных музыкальным произведением.
По жанру это стихотворение — воспоминание с элементами размышления и исповеди. Это подтверждается обилием форм прошедшего времени. Например, простые глагольные сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени ; составные именные сказуемые с привязочной частью в форме глагола прошедшего времени либо с «выпущенной» присвязочной частью , в именной части краткая форма имени прилагательного, слово категории состояния , краткие формы страдательных причастий прошедшего времени ; обособленные и необособленные согласованные определения, выраженные причастными оборотами, в состав которых входят полные формы страдательных причастий прошедшего времени , согласованное определение, выраженное действительным причастием прошедшего времени .
В произведении насчитывается десять форм прошедшего времени и лишь две формы глаголов настоящего времени , что на синтаксическом уровне подтверждает определенный нами жанр стихотворения и наглядно показывает, насколько глубоко погружен лирический герой в свои воспоминания, если наблюдается столь мощный пласт прошедшего времени в сравнительно небольшом по объему произведении.
Тему подсказывает название произведения: душевное состояние лирического героя после концерта. Композиция всего произведения незамкнутая, открытая. В межстрофной композиции существенную роль играет повтор глагола «был» и сочинительного союза «и» . Эти повторы свидетельствуют о том, что впечатления переполняют, «захлестывают» лирического героя.
Благодаря лирическому сюжету мы проникаемся мыслями и чувствами героя, идем вслед за ним и его воспоминаниями.
Название произведения, как элемент предтекста, помогает понять степень переживаний лирического героя. Он поэт, и потому натура тонкая, ранимая, восторженная, впечатлительная. Очевидно, на концерте звучало сильное исполнение музыкального произведения, потрясшее лирического героя.
Поэт характеризует звуки как «сиреневые, ласковые, звездные». Все эти эпитеты, выраженные именами прилагательными, принадлежат к разным семантическим группам: «сиреневый» — цвет, получаемый от смешения голубого с красным и символизирующий любовь, нежность, юность, весну, чистоту; «ласковый» — «способный вызывать ответные чувства, утешающий, обнадеживающий, успокаивающий» , слово, характеризующее ощущения, состояния человека; «звездные» — далекие, сияющие, недосягаемые, как огни, как драгоценные камни, таинственные, освещающие мир, то есть слово, напоминающее предметный мир.
Названные эпитеты характеризуют звуки голоса певицы с самых неожиданных сторон. Это нужно было для того, чтобы показать пение как нечто необычное, захватывающее, чарующее, будоражащее душу, в высшей степени духовное и, если хотите, божественное. Так передается понимание и восприятие искусства.
Эпитет, как троп, помогает создать образное определение явления или предмета.
Кроме того, с точки зрения читателя и слушателя, лирический герой — человек незаурядный, личность неординарная, ибо ему дано свыше видеть цвет и излучаемый звуком свет, физически ощущать «теплоту» звука. Перечисленные мною эпитеты из 3-й поэтической строфы поддерживаются другим рядом эпитетов из 4-й строфы: «и нежны, и огнисты», которые выражены краткой формой имен прилагательных.
Нежный, то есть «приятный, тонкий, Ласковый » . Ласковый — Нежный — контекстуальные синонимы. Но «нежный», по Ожегову, это еще и «слабый, хрупкий». Так происходит расширение лексического значения слова «ласковых» с помощью формы «нежны».
Эпитет «огнисты» семантически связан со словом «звездных», так как «огнистые» — это мерцающие, сверкающие, как огонь, как звезды, как драгоценные камни, переливающиеся, блестящие, горящие. И вновь лирический герой расширяет, уточняет, дополняет лексическое значение эпитета из 4-й строфы. Звуки голоса певицы, как любимые люди, как Дети, поскольку «взлелеяны» в тиши, их нежили, за ними заботливо ухаживали. Рождение музыки воспринимается как великое таинство, сравнимое с появлением на свет младенца.
Звуки не только «взлелеяны», но и «пролиты», сама собой возникает ассоциация «как слезы», причем слезы волнения, вдохновения исполнительницы. Так метафорические эпитеты служат оценкой ее исключительного мастерства.
Обратите внимание на облик певицы. Строгая, загадочная, отрешенная, далекая от реальности и даже неземная: «…вырез жутко бел среди наплечий черных» , «недвижные» глаза, молитвенная поза, «снежная лайка рук». Лайка — это нежная, мягкая, превосходно выделанная кожа, то есть руки белые, холеные, аристократические. Девушка всецело погружена в музыку, захвачена стремлением передать свое искусство.
В творческом порыве, духовном экстазе она не замечает, что находится «среди рассеянных, мятежных и бесслезных».
Рассеянные — невнимательные, бесслезные — равнодушные, мятежные — захваченные исполнением , следовательно, негативного в реакции публики гораздо больше, чем положительного, но лирический герой в числе тех, кто сочувствует, сопереживает. Противопоставление истинного искусства и отношения зрителей подчеркивается синтаксически и пунктуационно — восклицательными по эмоциональной окраске предложениями во 2-й и 3-й строфах стихотворения, так как лирический герой выказывает собственное восприятие, давая оценку происходящему на сцене и в зале.
Исполнение певицы подобно аметистам, драгоценным камням фиолетового и голубо-фиолетового цвета. Метафора в 4-й строфе не только связана с эпитетами 3-й и 4-й строф, «замыкая» их семантическое поле, но и призвана расширить цветовую палитру произведения, поскольку голубой-сиреневый-фиолетовый — это оттенки одного цвета. Звуки голоса — аметисты — недолговечны, ибо они «гибнут без следа» .
В свете такого толкования текста становится более ясным смысл 1-й строфы — обобщающей части. После концерта лирический герой ощущает тревогу, грусть, усталость, тоску, собственную никчемность, чувство безысходности и крайнюю опустошенность. Об этом свидетельствуют эпитеты — Черные небеса, Погасшие огни, но особенно выразительна парадоксально звучащая антитеза Немые голоса — оксюморон.
Мечта лирического героя связана с искусством, с образом прекрасной и талантливой девушки, однако этой мечте не суждено сбыться.
Рассмотрим звуковую инструментовку 1-й строфы, ударные гласные: