Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Образ Маргариты возникает в 13-й главе, в рассказе Мастера о женщине, случайно им встреченной, о любви, пронзившей их сердца, точно финский нож, о том, как она стала его любовницей и как он ее потерял. Собственно, героиней сюжета Маргарита становится во второй части романа, начиная с 19-й главы, названной ее именем. С появлением М. меняется интонация автора.
Повествование, построенное в предыдущих главах на чередовании смешного и страстного, комического и трагического, достигает прекрасного и возвышенного.
Столь же прекрасная, сколь и возвышенная,
Реальным прототипом М. принято считать жену М. А. Булгакова Елену Сергеевну. В ряду литературных прообразов обычно называют Анну Каренину, Эмму Бовари, Сольвейг, среди героинь Булгакова — Елену Прекрасную . Однако возможные параллели между этими персонажами касаются отдельных сюжетных обстоятельств, не затрагивая образ в целом. Имя М. определенно отсылает к Маргарите из » Фауста » Гете, королеве Марго Дюма-отца
Готовность М. к самопожертвованию, близкая Гретхен, даме с камелиями, не отягощена комплексом вины.
Некоторые литературоведы рассматривали образ М. в ракурсе художественной практики и эстетической теории русского символизма. В героине Булгакова видели олицетворение тео-логемы Софии, понятой в духе Вл. С. Соловьева, символ «вечной женственности», поэтическим воплощением которого была Прекрасная Дама А. А. Блока.
Такое сопоставление оправдано в том самом общем смысле, что М. — идеальная героиня. Однако идеальное у Булгакова не противопоставляется реальному, чувственному, как это было, например, у Блока, в семантике которого все чувственное означало «пошлое, житейское, сладострастное» .
Примечательная подробность: Мастер постоянно называет М. своей любовницей . М. действительно любовница героя — роль, несовместимая с символикой Прекрасной Дамы, во всяком случае до того момента, пока она ею остается. Эрос у символистов враждебен эротике, выражающей в их понятиях падение, духовное и эстетическое. Символисты могли воспевать «жену, облаченную в солнце», но женщину воспринимали с каким-то средневековым ригоризмом и подозрительностью.
Булгаков доверяет М., как верит ей Мастер.
Для писателя «вечная женственность» существует не в комбинации «трансцендентальных предпосылок», прикрытых «мистической юбкой» , а в живых чувствах любви и милосердия. Любовь к Мастеру охраняет М., когда она, став «ведьмой, косящей на один глаз», попадает на «великий бал сатаны», проводит ночь в компании убийц, насильников, кровосмесителей. Но как ни велика любовь М. к Мастеру, чувство милосердия в ней сильнее. Поэтому исполнение одного желания, обещанное Воландом, М. употребляет на несчастную Фриду.
Именно М. требует у Воланда отпустить на покой душу Понтия Пилата, терзаемого в продолжение двух тысяч лет муками совести.
Образ М. — ответ Булгакова «звездочетам», искавшим на небе звезду Прекрасной Дамы и проглядевшим ее на земле, где она воплощалась в облике обыкновенной, не слишком добродетельной женщины, сохранившей, однако, в испытаниях, выпавших ей, живые человеческие чувства любви, сострадания и верности.