Фреголи герой пьесы «Самое главное»
Имя персонажа Евреинов заимствовал у реального лица. Это Леопольдо Фреголи — артист варьете, мастер сценических трансформаций, фамилия которого при жизни сделалась нарицательной. Доктор Ф., он же Параклет, что по-гречески значит «заступник» и «утешитель», собирает труппу актеров, которым предстоит лицедействовать,- только не на сцене, а в жизни. Актер будет играть романтического возлюбленного перед несчастной некрасивой девушкой, актриса станет любовницей бедного студента, комик сделается другом старика, потерявшего всех своих
Замысел Фреголи посредством театральной мистификации, пускай ценой обмана, утешить обездоленных, защитить униженных и оскорбленных, подарить иллюзию счастья тем, кто в нем нуждается. Филантроп и утопист, доктор Ф. убежден, что только так искусство театра может выполнить свое истинное предназначение, коего лишено на обыкновенной сцене.
Условие Фреголи все те, перед кем актеры станут играть назначенные им роли, не должны догадываться, что это игра. Дальнейший сюжет пьесы использует традиционную комедийную интригу, построенную на угрозе разоблачения. Актеры то и дело попадают впросак, но Ф. умело устраняет
В итоге достигнуто самое главное: старик обрел волю к жизни, девушка узнала чувство любви, студент освободился от меланхолии, и все персонажи, включая актеров, изменились к лучшему. Иллюзия победила действительность.
Пьеса Евреинова явилась своего рода иллюстрацией к идеям «театротерапии», которые этот теоретик сцены в 20-е годы широко пропагандировал, усматривая в них универсальный метод врачевания всех болезней — физических и социальных. Евреинов утверждал, что в будущем исчезнет театр с рампой, кулисами, суфлерской будкой, с режиссурой и драматургией, а на месте его появятся труппы «актеров милосердия», наподобие той, что создал доктор Ф.