«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»
Человечество всегда двигается вперед, исчезают старые государства, открываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые открытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот процесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает вопрос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.
Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти.
Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, насколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит- движение вперед. Но что заставляет человечество двигаться вперед, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная конкуренция людей
Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причем в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, открытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практический интерес.
Многие писатели и поэты на стыке веков пытались предсказывать будущее развитие жизни, техники. Причем их прогнозы, что неприятно, иногда сбывались.
Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:
«Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи.
. Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?»
Можно заметить, что Блок описывает самолет гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий динамит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он далеко не мог предполагать как велико желание людей к войне.
Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошел огромный прогресс, больший, чем среди любых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга людям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на планете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами.
Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались нерешенными.
Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления человечества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно представить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдет ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью исключен из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с первого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призадуматься, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут какие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Конечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы человечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.
Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведет к катастрофе, причем не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский
В своих словах.