Новый этап истории немецкого театра XX века

Наиболее крупными драматургами несомненно были Бертольт Брехт и Фридрих Вольф. Их творчество — целый этап истории немецкого театра XX века. Ф. Вольф (1888-1953) на протяжении ряда лет полностью разделял художественные и этические взгляды экспрессионистов, а после того как перешел на позиции реализма, не отказался от экспрессионистской драматургической техники. Первая драма Вольфа «Магомет» (1917), как и последовавшие за ней драмы «Это ты», «Безусловный», «Черное солнце», «Тамар», являются выражением эмоционального возмущения

против зла, которое видит писатель в окружающем мире. Форма этих драм, их этическая основа, пацифизм, провозглашение единения как основы нового мира — все это свидетельствует о том, что творчество Вольфа идет в эти годы в русле экспрессионизма. Но уже в начале 1922 года он приходит к убеждению, что «нельзя воплощать самих себя в экстатической форме», что «закон драмы как формы требует высшей степени объективирования».
Знакомство с марксизмом, с методом диалектического материализма, участие в революционных боях повлияли на дальнейшее развитие писателя. В 1924 году он создает драму о крестьянской войне в
Германии «Бедный Конрад», которая отличается от всех предыдущих драм не только /тем, что в основу ее легли известные исторические события, но и новой позицией писателя. Вольф уже не ждет улучшения мира благодаря только нравственному совершенствованию людей. Революционное действие, направленное на изменение мира, восстание угнетенных масс народа как сила, формирующая лучший мир,- вот новые идеи, которые увлекают Вольфа. Сам Вольф назвал впоследствии «Бедного Конрада» своей «первой социалистической драмой».
Ноябрьская революция в Германии и причины ее поражения еще долгие годы занимали внимание Вольфа. Он несколько раз обращался к переработке драмы «Бедный Конрад». Однако исторический параллелизм лишь в ограниченной мере мог осветить события современности, а именно к этому стремился Ф. Вольф. Об этом свидетельствуют его романы «Креатура» и «Сражение в Коленпотте», а также драмы «Человек во тьме», «Кортике», «Колонна Хунд». Такая особая приверженность к современности становится понятной, если учесть теоретические взгляды Ф. Вольфа, которые наиболее полно. выражены в знаменитой статье «Искусство — это оружие» (1928). Именно как оружие политической борьбы созданы пьесы Ф. Вольфа «Цианистый калий», «Матросы из Каттаро», «Тай Янг пробуждается», «Ребята из Монса» и др. Наивысшим творческим достижением Вольфа в этот период является драма «Матросы из Каттаро» (1930). В бухте Каттаро в конце января 1918 года вспыхнуло восстание матросов австро-венгерской эскадры. Под руководством боцмана Франца Раша они на 40 кораблях подняли красное революционное знамя и потребовали проведения мирных переговоров. Однако их постигает неудача. Раша и других революционных матросов ждет смертная казнь. Но трагический и, казалось бы, безнадежный конец озаряют полные уверенности слова боцмана: «Друзья, в следующий раз надо действовать лучше. Это не конец, лейтенант, это только начало!». Постановка «Матросов из Каттаро» в театре «Фольксбюне», приуроченная к годовщине Ноябрьской революции, ознаменовалась сенсационным успехом. Роль Франца Раша исполнял выдающийся актер Эрнст Буш. Ф. Вольфу впервые удалось добиться художественного синтеза социалистического взгляда на мир, партий-, ной страстности и реалистических принципов изображения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Новый этап истории немецкого театра XX века