Литература и журналистика

Одна из особенностей всей рус­ской литературы XIX в. заклю­чается в ее теснейших связях с развитием журналистики. Русский литературный про­цесс трудно понять, не учитывая значения круп­нейших журналов эпохи, их позиции в вопросах общественной жизни, их беллетристики и литера­турной критики.
Ведущие журналы того времени нередко станови­лись своеобразными литературными центрами. Они стре­мились объединить вокруг себя близких по идейно-художественным взглядам писателей, направляли их творчество, порою даже выступали в качестве орга­низаторов

литературных школ. Но лицо журнала, его литературно-общественную позицию определяли все же в большей степени отделы критики и биб­лиографии, а не беллетристики.
Дело в том, что писатели, поэты, драматурги не всегда публиковались в одном и том же органе печати. Критики же, как правило, все время сот­рудничали в «своем» журнале. Не случайно «Совре­менник» 50-х гг. у нас ассоциируется с именами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а «Русское слово» было журналом Д. И. Писарева.
Впрочем, и для писателей участие в том или ином журнале было делом чаще всего не второ­степенным. В условиях противоборства
различных идеологических и эстетических тенденций сотруд­ничество автора художественных произведений в оп­ределенном органе печати сразу становилось своего рода «сигналом» для читателей, своеобразной визит­ной карточкой, ибо давало представление о его политических и литературных симпатиях. С этой точки зрения знаменательным оказался раскол, ко­торый произошел в «Современнике» на рубеже 50-60-х гг. XIX в. Было время, когда на его страницах печатались Фет, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, принимавший живое участие в редакционных делах (редактором журнала был Н. А. Некрасов), критики А. В. Дружинин, В. П. Боткин, начинал свою лите­ратурную деятельность Лев Толстой. Но постепенно в «Современнике» господствующее положение зани­мают революционные демократы Чернышевский и Добролюбов. Меняются, естественно, и направление журнала, и круг сотрудников. Закончилось тем, что Тургенев и его единомышленники перестали печа­таться в «Современнике».
Итак, русский роман, повесть, рассказ, очерк, литературно-критическая статья стали для читателей важной школой общественного и эстетического вос­питания. Они воплотили в себе философские и мо­ральные искания, мечты, пускай порой утопические, и надежды на лучшую жизнь. Гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», утверждение само­ценности человека, его живой индивидуальности, защита идей равенства, братства и свободы, поста­новка проблем общечеловеческого значения. Неви­данная ранее глубина психологического анализа, смелый поиск новых форм художественной вырази­тельности — вот что внесла русская литература 60-х гг. XIX в. в общую сокровищницу мирового словесного искусства. И не случайно именно с этого времени русская литература становится драгоценным достоя­нием передовой культуры человечества, во многом определяя дальнейшее развитие мировой литературы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Литература и журналистика