Эпистолярный жанр в русской литературе (от А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского к В. Гроссману)
Обратимся к эпистолярному жанру и рассмотрим его особенности в контексте классической литературы. Таких произведений не очень много, я хочу остановиться на трех: «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Как бы ни казалось парадоксальным соединение этих трех гениев русской литературы, но их произведения объединены общим жанром — личной перепиской героев. Только у В. Гроссмана показана односторонняя связь вследствие Великой Отечественной войны.
Личная переписка героев
В романе А. С. Пушкина рассказывается о трогательной любви, но автор не ограничивается только этой темой. Александр Сергеевич Пушкин рассуждает о роли женщины в обществе, вкладывая в уста героини свои мысли по этому важному вопросу. Лиза пишет своей подруге Саше: «Чтение Ричардсона дало мне повод к размышлениям. Какая ужасная разница между идеалами бабушек и внучек. Что есть общего между Ловласом и Адольфом? между тем роль женщин не меняется». Рассуждения героев позволяют Пушкину высказывать не
Такими же светлыми и внутренне прекрасными предстают перед нами герои Достоевского: Макар Девушкин и Варвара Доброселова. Их жизнь не так безмятежна и легка, как хотелось бы читателям. Бедность не дает героям в полной мере ощутить радость бытия, но они находят «свои маленькие радости» в окружающей их жизни. Довольствуясь малым, они стараются подарить друг другу приятные мгновения. Любая мелочь может вызвать слезы признательности и благодарности. «Приходите ко мне,- пишет Варенька,- вам будет у нас весело: мы будем вместе читать, будем старое вспоминать. Федора о своих богомольных странствиях рассказывать будет. Будьте благородным человеком, твердым в несчастиях; помните, что бедность не порок».
Да, бывают обстоятельства, которые делают из человека бессловесное животное. В. Гроссман отразил в своем романе «Жизнь и судьба» едва ли не самый страшный период истории — Великую Отечественную войну. Героиня романа — Софья Иосифовна «пишет» своеобразное письмо своему сыну, рассказывая об ужасах, переживаемых мирными жителями на оккупированной гитлеровцами территории. Трагизм ситуации усугубляется еще и тем, что это письмо никогда не будет получено адресатом, никогда и не будет отправлено. У этих людей, живущих в гетто, нет никаких прав, даже права на жизнь.
Нелюди, пришедшие на их Родину, попирают человеческое достоинство, унижают и оскорбляют ежеминутно «пленников». Выдумав античеловеческую расовую теорию, гитлеровцы уничтожают безоружных людей: стариков, женщин, детей.
Гроссман с беспощадной правдивостью описывает состояние человека в газовой камере в последние мгновения жизни. Талант писателя позволил без излишней слезливости взглянуть в страшное лицо фашизма, показать его звериную сущность.
Этот роман — предостережение нам, чтобы не допустили повторения подобных зверств, возрождения фашизма.
Таким образом, мы видим, что эпистолярному жанру подвластно все: описание любви и ненависти, рассуждения о долге и чести, показ самых страшных периодов в истории человечества. Форма же письма, его доверительный тон не оставляют сомнений в правдивости повествования — вот причина того, что писатели используют этот жанр в своем творчестве.