Искусство зрелого итальянского Возрождения
Искусство зрелого итальянского Возрождения называют Высоким Ренессансом. Это был трудный период борьбы итальянских городов за независимость. Поэтому в искусстве на первый план вышли проблемы общественного долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом, активного и действующего человека-героя. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу и обобщению. Искусство Высокого Ренессанса отходит от частичных, незначительных деталей ради обобщенного образа и прославления гармоничной жизни. В этом
Довольно трех имен, чтобы представить значение Высокого Ренесанса. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Их жизненные пути часто пересекались, они были соперниками, относились друг к другу враждебно. Имели очень разные художественные и человеческие индивидуальности. И именно эта троица выдающихся представителей своего времени олицетворяет высочайшие достижения итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи объединял в себе чуть ли не все возможные способности и таланты. Лицом красавец, огромной физической силы (сгибал подковы), отличный танцор,
В этом портрете художник достиг совершенства. В образе молодой флорентийки воплощен образ самой эпохи Возрождения: гармония, интеллект, величие. Допускают, что свою Джоконду Леонардо рисовал с самого себя. Внешне недвижимая модель передает движение души. Едва заметная ироническая улыбка, мудрый взгляд, спокойная и торжественная фигура, а также еще что-то, чего нельзя объяснить и до конца понять. Наверное, это первый психологический портрет, который не нуждается в оценках критиков, а имеет право на самостоятельную духовную жизнь. «Божественным Санти» называли современники Рафаэля, который прожил недолго (тридцать семь лет), но довольно счастливо. На протяжении всей жизни он искал совершенно-гармоничный образ и нашел его в женщине-матери.
В своем творчестве Рафаэль сумел воплотить все оттенки материнского чувства, соединить лиричность, эмоциональность с монументальным величием. Это видно во всех его картинах: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна Альба», «Сикстинская мадонна». Последнее из перечисленных произведений — самый совершенный шедевр Рафаэля. Идеально-прекрасная молодая женщина с ребенком-богом на руках идет среди туч навстречу своей судьбе, зная, что ради счастья людей она должна отдать самое дорогое, что у нее есть — сына. Обычный религиозный сюжет превращается в гимн человеку, который ради высшей обязанности идет навстречу страданиям и смерти. Кроме того, Рафаэль был главным архитектором величественного Собора святого Петра в Риме, который не закончил из-за преждевременной смерти. Третий знаменитейший мастер Высокого Возрождения — Микеланджело Буонарроти, который был архитектором, поэтом, живописцем и скульптором. Выше всех искусства он ставил скульптуру. Техника обработки камня, которую использовал Микеланджело, была очень сложной и отличается от современной. Современные мастера создают образ благодаря лепке, а Микеланджело — откалыванию и резьбе, что требовало от скульптора безошибочности каждого движения, мастерства и терпения. Микеланджело говорил, что хорошо сделанной является та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна из частей. Наверное, из-за этой эту техники исполнения его скульптуры массивные и трудные. Герои скульптур Микеланджело — титаны — сильные, мускулистые, гордые, красивые соперники олимпийских богов.