Статья В. Г. Короленко «Война, отечество и человечество» (опыт статьи)
Радуешься, что он живет и
радуется среди нас.
И. Бунин
Как всякий выдающийся писатель, Владимир Галактионович Короленко обладал двумя по крайней мере гениальными способностями — предвидеть и предостерегать. Он чувствовал свою эпоху — переломное время, пору войн и революций. Писатель говорил о себе: «Я — беспартийный социалист». В. Г. Короленко по происхождению был дворянином, но считал себя разночинцем: «Мы тогда думали перевернуть весь мир!» Он пережил трех царей, три войны, три революции и еще одну войну — гражданскую,
Известно, что в годы культа личности многие советские ученые пытались доказать, что Короленко не имел никакого отношения к народничеству и был лоялен к «власти трудящихся». Сам писатель хоть и считал себя революционером, но нравственные начала революционного народничества пронес через всю свою жизнь. Он явил образец,
Когда писатель работал над своей знаменитой статьей «Война, отечество и человечество», ему уже шел 65-й год, а в России стояло лето 1917 года. В этой статье выразилось все, ради чего всю жизнь сражался своим пером Короленко. Многое сбылось: Россия больше не желала ни войн, ни царей — хотела мира, земли, свободного труда, счастливой жизни. В Полтаве, где он тогда жил, его приглашали выступать на митингах рабочие, и селяне, и интеллигенция. Во время гражданской войны Короленко одинаково по-человечески относился и к белым, и к красным. Помогал раненым, давал им приют. Много раз он заступался за приговоренных «чекою» без суда к «высшей мере социальной защиты», потому что был уверен: «Нельзя на крови и ненависти строить мораль одного класса».
Один деникинский генерал, поклонник Короленко, признаваясь в своем благолепном отношении к писателю, говорил, что ему дали на выбор взять какой-нибудь город и он решил взять Полтаву, потому что там жил Короленко. Писатель сдержанно ему ответил на это: «Комплименты потом, ваши войска убивают красноармейцев и учительниц — этому ли я учил своих читателей?»
Автор статьи «Война, отечество и человечество» не разделял пресловутого лозунга поражения своей страны в всесветной битве народов, а германский империализм считал самым опасным, потому и призывал с ним сражаться, но. Здесь я сам немного не могу понять всей глубины размышлений писателя. Он и Антанте не желал победы, как духу аннексии, то есть стремящейся присоединить насильно Россию к другим государствам или же раздробить ее. Возможно, Короленко предвидел пагубный процесс создания новых государств еще тогда.
Но многое у него ясно и четко. Например, он предвидел гибельность политики военного коммунизма, выступал против раскулачивания.
Статья Короленко «Война, отечество и человечество» имела особую судьбу. За нее в 20-х преследовали и сажали, в 30-х казнили. Только в наше время статья освободилась от ярлыка — «крамольная». Но я считаю, что освободилась не совсем, потому что в ней есть мысли относительно перегибов и нашего времени, которое отмечено, я считаю, духом некоторого анархизма. Великий провидец в завершение свой статьи писал: «Анархия — это война всех против всех в среде самого отечества.» Но главное в этой работе писателя для нас все же заключается в том, что Короленко учит ждать просвета в нашей жизни не от победы какой-то одной стороны, а от всеобщего просветления нашего сознания.