Жест и мимика у Ф. М. Достоевского
В таких, относительно недавно появившихся научных дисциплинах, как Кинесика , Гаптика , Окулесика , накоплен уже значительный материал и сделаны определенные обобщения. Однако предметом специальных наблюдений в них были прежде всего Реальные коммуникативные процессы, происходящие между реальными людьми. Жестовое и мимическое поведение литературных героев интересует исследователей лишь постольку, поскольку оно может иллюстрировать эти процессы.
Между тем анализ телесного поведения Литературных персонажей представляет собой особенно
Если попытаться учесть весь комплекс жестов и движений, которые имеет в виду писатель, обрисовывая того или иного персонажа , то нетрудно заметить, что жестовое поведение литературных героев разительно отличается от поведения реальных людей. Писатель не в состоянии описать всю последовательность жестового поведения и передать на бумаге все богатство мимики живого человека. В этом смысле наблюдатели реального процесса невербальной коммуникации находятся в преимущественном положении — для выводов у них может быть гораздо больше материала.
С другой стороны,
Конечно, герой может войти в комнату только потому, что он должен там появиться. Но если он вбегает, или просовывает голову в дверь, или, как пишет И. Андроников в одном из своих рассказов: «Он как-то странно Впал в комнату» — это уже психологическая характеристика героя, ситуации, стилистическая деталь и т. д. Обилие жестов, не несущих информации, то есть, по нашему определению, «бытовых» или «ситуативных», свидетельствует о невнимании писателя к этому очень важному элементу своей изобразительной системы. Обилие жестовых фразеологизмов ограничивает реальную «телесность» литературных героев, «смазывает» их возможную кинеситическую уникальность. Отрицательно сказывается и лексическая повторяемость, тем более таких «сильных» выражений, как, скажем, «скрежет зубов» или «сверкание глазами».
Заметим сразу, что у Достоевского есть повторяющиеся кинеситические характеристики , но никогда это не идет во вред художественности произведения.
Фиксация всех без исключения жестов того или иного персонажа позволяет определить доминантную линию в его телесном поведении, иногда, быть может, и не предусмотренную писателем. К примеру, на протяжении романа » Преступление и наказание» Достоевский 53 раза, то есть очень часто определяет состояние Раскольникова словами » Дрожит » или » Вздрогнул «. Такая концентрация могла возникнуть и случайно, но, следуя правде характера, писатель не мог обойтись без этого определения. И в результате вопрос: «Тварь ли я дрожащая?»