Рылеев К. Ф. биография

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович [18 сентября 1795, с. Батово Софийского уезда Петербургской губ. – 13 июля 1826, казнен в Петербурге], русский поэт, декабрист. Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии. Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге. Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии 1814-15.

Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение. После войны он

квартировал вместе с ротой в Виленской, затем Воронежской губерниях. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика.

В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда. Как и некоторые другие либерально настроенные современники, Рылеев старался “облагородить” непопулярную среди дворянства гражданскую службу и использовать ее для совершения гуманных поступков и борьбы за справедливость. Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел правителем дел

в канцелярию Российско-Американской компании и поселился в казенном доме на набережной Мойки. Литературная деятельность Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества и романтически-возвышенное понимание гражданственности.

Его политические взгляды носили налет романтического утопизма. По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на “равенстве и свободомыслии”. Это было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к поэзии , его герои – борцы за свободу.

С 1819 он начал сотрудничать в различных литературных журналах, прославился в 1820 публикацией стихотворения “К временщику”, явно обличавшего А. А. Аракчеева. Автор сборника “Думы” , поэм “Войнаровский”, “Наливайко”. Рылеев состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, Общества соревнователей просвещения и благотворения.

В 1823-25 вместе с другом, литератором и декабристом А. А. Бестужевым издавал имевший успех литературный альманах “Полярная Звезда”, в котором печатались произведения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и др. Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его.

По взглядам Рылеев больше тяготел к идее республики, чем конституционной монархии, но не придавал большого значения спорам декабристов на этот счет. Он считал, что вопрос о форме правления в России должно решать не тайное общество, а избранное народом Учредительное собрание, и основная задача тайного общества – добиться его созыва. Рылееву же принадлежала и идея компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии: заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на корабле в “чужие края”. Рылеев даже пытался основать управу Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу.

В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я. Шаховским . В сентябре 1825 Рылеев был секундантом на нашумевшем поединке его кузена и члена тайного общества К. П. Чернова с В. Д. Новосильцевым, который закончился гибелью обоих участников. Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха. Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади.

В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного. Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу. Арестован был у себя дома вечером того же дня.

Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826. У Рылеева были дочь и сын, умерший в младенчестве.

Рылеев Кондратий Федорович – декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье, 18 сентября 1795 г. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Рылеева, Анастасия Матвеевна , желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 г. отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Рылеев обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи.

От этого времени сохранилась его шуточная поэма “Кулакиада”, описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 г. Рылеев был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию. В 1815 г. опять был с войсками во Франции и пробыл в Париже до конца сентября.

В 1818 г. вышел в отставку; в 1820 г. женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Рылеев переехал в Петербург, сблизился с интеллигентными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе “Пламенеющей звезды”. В это же время начинается литературная деятельность Рылеев: он пишет незначительные стихотворения и статейки в прозе в “Соревнователе Просвещения”, “Сыне Отечества”, “Невском Зрителе”, “Благонамеренном”. Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено “К временщику” и метило в грозного Аракчеева.

В 1821 г. Р. был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. За это время Рылеев сошелся со всем литературным миром Петербурга, сдружился с Пушкиным, Марлинским, Булгариным и другими. В 1824 г. Р. перешел на службу Российско-американской компании правителем канцелярии, и здесь познакомился с такими людьми, как М. М. Сперанский и граф Н. С. Мордвинов. Свое уважение к последнему он выразил в оде “Гражданское мужество”.

В доме Р. бывали литературные собрания, на которых возникла мысль об издании ежегодного альманаха. Мысль эту осуществили сам Р. и А. А. Бестужев, выпустившие в 1823 г. “Полярную Звезду”. Альманах издавался три года и был прямым предшественником “Московского Телеграфа”. На 1826 г. издателями была заготовлена “Звездочка”, альманах меньшего объема, но ему не суждено было появиться в свет; лишь в 1870-х гг. она была открыта и перепечатана в “Русской Старине”. В одно время с “Полярной Звездой” Р. выпустил в свет “Думы” и поэму “Войнаровский”.

В начале 1823 г. Р. вступил в революционное Северное общество, образовавшееся из “Союза общественного благоденствия”. Он был принят сразу в разряд “убежденных” и уже через год был избран директором общества. Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Р., всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом.

Р. настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землей и т. д. Вместе с тем Р. сильно боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Р., сложил свои полномочия; “диктатором” был избран князь Трубецкой, но Р. все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован и заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. После допроса у императора, который оценил благородный характер Р., он получил дозволение переписываться с женой и однажды виделся с ней. Переписка Р. с женой из крепости свидетельствует, что он предвидел свою участь, но не терял твердости духа и всецело был занят судьбой своей семьи.

И в крепости он сочинял стихи, накалывая их иглой на кленовые листы и пересылая через сторожа к Е. П. Оболенскому. На допросах Р. отвечал прямодушно, твердо, и признавал себя главным виновником. Он был одним из тех пяти, которые верховным судом были поставлены вне разрядов и присуждены к смертной казни четвертованием. В росписи преступников он поставлен вторым, и преступления его выражены в следующих словах: “Умышлял на цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу низших чинов через их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь”. Казнь четвертованием была заменена казнью через повешение.

12 июля 1826 г. приговоренные к смерти были закованы в кандалы и переведены в Кронверкскую куртину, причем Р. достался № 14. 13 июля совершена казнь. За несколько минут до смерти Р. написал жене письмо, начинающееся словами: “Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною…” Письмо это долго ходило по рукам в списках. Выдающуюся роль Р. в декабристском движении, несмотря на его скромное общественное положение, современники объясняют обаянием его личности. “В его взгляде, – говорит барон Розен, – в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна”. “Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой”, – говорит о нем Никитенко. По свидетельству Н. Бестужева, Р. “готов был на всякую жертву для друга”.

Литературное наследство Р. заключается главным образом в “Думах” и поэмах. Думы – это патриотические баллады, строго осужденные Пушкиным за ходульность и ненародность; зато в поэме “Войнаровский” и отрывках из других недоконченных поэм Пушкин признал в Р. истинного поэта. Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Р. “Я не поэт, а гражданин”, – заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть “общественное благо”.

Это направление его поэзии и составляет ее оригинальность и не дает возможности смешать имя Р. с остальными poetae minoris пушкинской эпохи. В этом отношении, кроме дум и поэм, выдаются стихотворения Р.: “Гражданин”, “На смерть Чернова”, “На смерть Байрона”, “К А. А. Бестужеву” и проч. Собрание сочинений Р. изд. в 1872 г. П. А. Ефремовым, а в 1893 г. , под ред. М. Н. Мазаева .

РЫЛЕЕВ, КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ – поэт; один из пяти казненных руководителей восстания декабристов на Сенатской площади. Родился 18 сентября 1795 в c. Братово близ Петербурга в обедневшей мелкопоместной дворянской семе, учился в 1-й Петербургском кадетском корпусе. В юности обнаружил склонности к поэзии – сохранилась его шуточная поэма Кулакияда, написанная “на смерть” корпусного повара. В 1814-1815 участвовал в зарубежных военных походах русской армии – Швейцария, Франция . В 1818 вышел в отставку. Вступил в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу “Пламенеющей звезды”.

С 1824 служил правителем канцелярии в Российско-американской компании, где познакомился со М. М. Сперанским и графом Н. С. Мордвиновым, которому посвятил оду Гражданское мужество. К этому времени относится начало литературной деятельности – в периодических изданиях “Сын Отечества”, “Невский Зритель”, “Благонамеренный”, “Соревнователь Просвещения” печатаются его стихотворения и небольшие статьи. Из стихотворений этого периода наиболее известно К временщику, гневно обличающее аракчеевские порядки. Знакомится с литературным миром Петербурга, дружит с А. Пушкиным, А. А. Бестужевым-Марлинским, Ф. В. Булгариным и др.

Принимает участие в организации новых литературных изданий – в 1923 вместе с А. А. Бестужевым приступил к выпуску ежегодного альманаха “Полярная Звезда”, просуществовавшего до 1825. Подготовленная в 1826 “Звездочка” – альманах меньшего объема – увидела свет только в 1870 в журнале “Русская старина”. Написал цикл исторических песен Думы , куда вошли Олег Вещий, Мстислав Удалый, Смерть Ермака, Иван Сусанин, Петр Великий в Острогожске, Державин и др.

Обращаясь к прошлому, переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов. Пушкин критиковал Думы Рылеева за надуманность сюжетов и тем. Центральное произведение Рылеева – поэма Войнаровский – получила высокую оценку Пушкина. Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. Ради пропаганды декабристских идей Рылеев идеализирует Войнаровского и Мазепу , наделяет их чертами борцов за свободу, жертвующих всем ради ее идеалов.

В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы. В неоконченной поэме Наливайко Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхты. В его гражданской лирике также фигурирует немало образов “рыцарей свободы”, противостоящих угнетателям: Гражданин, На смерть Чернова, На смерть Байрона, к А. А. Бестужеву и др. Сатирические песни, написанные совместно с А. А. Бестужевым, Царь наш, немец русский…, Ах, тошно мне и в родной стране… и др. пронизаны ненавистью к самодержавно-крепостническому строю и содержат прямые призывы к его свержению.

Первые собрания сочинений Рылеева были изданы в России только в 1872 и 1893. 14 декабря 1825 Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина. В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е. П. Оболенскому через сторожа.

Верховный суд приговорил его вместе с П. И. Пестелем, П. Г. Каховским, С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым к четвертованию, которое было высочайше заменено повешением. Написанное за несколько минут до казни письмо Рылеева несколько лет ходило в списках среди его друзей. 13 июля 1826 вместе с другими четырьмя осужденными был казнен в Петропавловской крепости.

Для Рылеева литературное творчество было составной частью политического служения общественному благу. Он заявлял: “Я не поэт, я гражданин!” Развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма, цель которого – поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности.

Кондратий Федорович Рылеев [18 .9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, – 13 .7.1826, Петербург], русский поэт-декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1-м кадетском корпусе . Участник заграничных походов русской армии . В 1818 году вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной палаты , правителем канцелярии Российско-американской компании . В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.

Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825 года. Казнен в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания. Литературную известность принесла Рылееву сатира “К временщику” – гневное обличение аракчеевских порядков.

Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821 году. В 1823-1825 годах Рылеев совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах “Полярная звезда”. В 1821-1823 годах Рылеев создал цикл исторических песен “Думы” : “Олег Вещий”, “Мстислав Удалый”, “Смерть Ермака”, “Иван Сусанин”, “Петр Великий в Острогожске”, “Державин” и др.

Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов. Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева – поэма “Войнаровский” . Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. Хотя Пушкин ценил поэму Рылеева выше его “Дум”, в “Полтаве” он спорит с концепцией истории, выраженной в “Войнаровском”.

В незаконченной поэме “Наливайко” Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 века против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеева явилось стихотворение “Я ль буду в роковое время…” . В агитационно-сатирических песнях , написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению. С. М. Александров.




Просвещение в литературе.
Сейчас вы читаете: Рылеев К. Ф. биография