«Каменщик» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Каменщик» было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. в цикле «Картины. На улице».
Литературное направление и жанр
Стихотворение по форме представляет собой жанровую сценку: любопытствующий прохожий беседует с каменщиком. Сценка очень реалистична и проявляет социальное неравенство и разные условия жизни каменщика и прохожего господина. Но стихотворение стало знаменитым благодаря своему символическому подтексту.
Жанр стихотворения — гражданская
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 строф, оно написано как диалог из 4 реплик прохожего и 4 ответов каменщика. Прохожий спрашивает каменщика вежливо, пытаясь разобраться в сути его деятельности и подталкивая его к размышлениям. Но каменщик отвечает довольно грубо и с досадой.
Тема стихотворения — особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.
Тропы и образы
В стихотворении Брюсов
Кроме того, рабочий инструмент каменщика — вовсе не лопата, а мастерок.
Белый фартук и верная лопата нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.
Каменщик быстро отвечает на вопрос, что он строит , но затруднятся ответить, для кого. Лирическому герою приходится спрашивать об этом трижды .
Каменщик трижды пытается отделаться от болтуна. Каждый его ответ — обобщение, глухой и недовольный ропот народа, который все же не оставляет своего непосильного и унизительного труда. Каменщик — образ собирательный, он символизирует весь народ.
Недаром Брюсов использует местоимение нам.
Во-первых, каменщик сообщает, что «мы заняты делом». Труд — постоянное состояние народа. Но, сколько бы он ни трудился, его положение не улучшается.
Это символически выражено в образе тюрьмы, овеществление фразеологизма «Россия — тюрьма народов».
Каменщик не отвечает на первый вопрос о том, кому предназначена тюрьма, а на второй вопрос отвечает отрицанием: не тебе и не твоему брату-богачу, потому что богатым незачем воровать. Каменщик выражает точку зрения народа, который не мог проверить, что люди, не нуждающиеся в куске хлеба, могут воровать, что человеческая природа не удовлетворяется никаким богатством и хочет еще.
В третьей строфе каменщик, наконец, отвечает на вопрос прохожего. Его ответ содержит сразу несколько особенностей менталитета русского народа. Он не верит в лучшее, хотя и надеется . Каменщик не верит в то, что его сын будет жить не только лучше, но и по-другому, сможет преодолеть сословный барьер . Философское обобщение каменщика — «тем наша доля полна» — это не только констатация факта, но и смирение.
В четвертой строфе возникает образ другого каменщика — угрожающего. Его собеседник проявляет бестактность, настаивая на ненормальности поступка каменщика — строить тюрьму собственному сыну, который вспомнит, что это сделал родной отец. Но каменщик и сам страдает от своего рабского положения: «Знаем все сами».
Поэтому он даже угрожает прохожему, прогоняя его: «Отойди, под ногами не балуй».
Стихотворение Брюсова написано в лучших некрасовских традициях. Речь каменщика содержит междометия и просторечия , что приближает ее к живой разговорной. Угрозы каменщика от грубого «не мешай» вначале усиливаются до «берегись» и «молчи», которые он готов привести в исполнение.
Стихотворение заканчивается на точке лирической и эпической кульминации. Если богач продолжит расспросы, каменщик перейдет к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стачками, восстаниями и революциями.
Как и любое произведение символизма, стихотворение «Каменщик» имеет множество прочтений. Одно из них связано с масонами, называющими себя вольными каменщиками. Их идея состоит в преобразовании мира к лучшему . Так что каменщик может быть символом такого преобразователя, зажатого в тиски обстоятельств.
Или народ Брюсов наделяет функцией преобразователя, предупреждая об опасности таких преобразований «снизу».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем . Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.