«Я хочу говорить о печали»
Рассказ И. А. Бунина «Братья» в 11-м классе
Не может быть братства между людьми до тех пор, пока они не поймут свое сходство и отношение к Богу и то великое назначение, для которого дана им жизнь. У. Чаннинг
Анализировать рассказ в классе начинаю с вопроса: почему Бунин назвал рассказ «Братья»? Разве кто-то в рассказе связан братскими узами? Ребята вспоминают героев: старый рикша, его сын, невеста сына, англичанин. Может, Бунин ошибся?
Или мы невнимательно прочли рассказ? Давайте попробуем еще раз перечитать его вместе.
Бунин
Зачем, войдя в лета, они целый день, обливаясь горячим потом, бегают по городу в поисках работы, быстро превращаясь в стариков со сморщенной «по всему телу, или, лучше сказать, по костям» кожей?
Ответ следует незамедлительно.
Ничем. Особенно любовью, ибо «все страдания этого мира… все скорби и жалобы его — от любви».
Выполняет ли завет Возвышенного юный рикша? Нет. Он включается после смерти отца в жизненную суету, потому что любит свою невесту и стремится заработать денег на свадьбу. Но невеста предпочла рубиновое ожерелье и золотые браслеты, став «месячной женой» англичанина. «Стократно страдает имеющий стократно милое», — говорили предки.
Потеряв самое дорогое, что у него было, юноша покончил жизнь самоубийством. Значит, был прав Возвышенный, заповедуя: «Ничем не опьяняйся»?
А есть ли в рассказе герой, который живет так, как учит Возвышенный? Да. Это англичанин, купивший невесту юного рикши, «победитель», который «крепкой пятой стоит на горле побежденного».
Он не знает любви и жалости . Но счастлив ли он и ему подобные? Всмотримся повнимательнее в их лица. Глаза у них глядят «как-то странно, будто ничего не видя», голос деревянный, мертвый, и говорят они так, точно читают «хорошо написанную статью». Ни одной живой черты — духовные мертвецы .
Невозможность ничем «опьяниться» ощущается англичанами как несчастье . И, чтобы пробудить в себе хоть какие-то чувства, эти так называемые «хозяева жизни» грабят колонии, покупают девочек в «месячные жены», бьют палкой по головам «беззащитных обезьяноподобных стариков», но все тщетно. Мертвое сердце спокойно. «Я участник бурской войны, я, приказывая стрелять из пушек, убивал людей сотнями — и вот не только не страдаю, не схожу с ума, что я убийца, но даже не думаю о них никогда», — цинично признается англичанин. Не имея возможности опьяняться чувствами, англичанин и ему подобные опьяняют себя едой, выпивкой, сигарами, кофе.
Огромная пропасть между жалкими обезьяноподобными сингалезами и надменными англичанами, и все же Бунин назвал рассказ «Братья». Почему? Я думаю, что ключевыми являются слова Ананды, обращенные к Возвышенному: «Тела наши, господин, различны, но сердце, конечно, одно». И если Возвышенный убежден, что в мире «каждый либо убийца, либо убиваемый», то Ананда утверждает, что мир состоит из братьев. Но братья эти не осознают своего родства.
Почему? Обратимся к эпиграфу урока. Быть может, слова американского писателя-проповедника У. Чаннинга помогут нам понять это.
В рассказе «Братья» Бунин мечтает о всеобщем единении людей, но сознает утопичность своей мечты, недаром он предпослал рассказу эпиграф: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали».