«Окно в Европу»

Из размышлений над «Медным Всадником»

Художественная деталь «окно», повторяющаяся в поэме, составляет основу мотива соотношения цивилизации и культуры, державности и человечности.

1.

Природой здесь нам суждено В Европу прорубить Окно.

2.

Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в Окно, И ветер дул, печально воя.

3.

…он желал, Чтоб ветер выл не так уныло И чтобы дождь в Окно стучал Не так сердито…

4.

Осада! Приступ! злые волны, Как воры, лезут в Окна. Челны С разбега стекла бьют кормой.

5.

Евгений

за своим добром Не приходил. Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А спал на пристани; питался В Окошко поданным куском.

Царь-реформатор намечает грандиозный план преобразования бедной России в цивилизованную державу, краеугольным камнем которого становится возведение на топях и болотах Северной столицы. Прорубленное в Европу окно в контексте вступления в поэму символизирует просвет на пути к цивилизации и прогрессу.

Величественна и монументальна общая панорама творения Петра. Но поэт переводит внимание читателей от громады Города — Окна, устремленного в цивилизованный мир, к маленькому

окну дома, в котором живет безвестный чиновник.

Живет в Коломне: где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине.

В это окно «сердито бился дождь» и «ветер дул», навевая тревогу. Евгений — обыкновенный человек с простыми мечтами о заработанном честным неустанным трудом семейном счастье. А для того чтобы эти негромкие мечты сбылись, нужна в державных масштабах всего-то ничтожная малость.

Так он мечтал. И грустно было Ему в ту ночь, и он желал, Чтоб ветер выл не так уныло И чтобы дождь в окно стучал Не так сердито…

Но государство, строящее дворцы и башни, принимающее корабли «со всех концов земли» на богатых пристанях Петербурга, тем не менее не способно обеспечить безопасность скромной надежды на элементарное человеческое счастье. Глубоко символично в контексте поэмы то, что во время наводнения «челны с разбега стекла бьют кормой». Стекла окон символизируют жизнь таких же, как Евгений, бедных людей.

Корабли великого царского замысла носами «прорубают» окно в Европу, а кормой разрушают то малое, чем живут эти незаметные с балконов царских дворцов люди, находя оправдание в сетовании власть имущих на непредсказуемость природы.

В то время как абстрактный оплот державы утопает в роскоши, блистает береговым гранитом, чугунным узором оград и являет «строгий, стройный вид», конкретный, состоящий из индивидуальных людских судеб Петербург сокрушен возмущенной Невой и имеет «вид ужасный».

Все перед ним завалено; Что сброшено, что снесено; Скривились домики, другие Совсем обрушились, иные Волнами сдвинуты; кругом, Как будто в поле боевом, Тела валяются…

В конце поэмы мотив окна обретает скорбную семантику милостыни. Поданный в окошко раздавленному утратой близких людей Евгению кусок — это отнюдь не благотворительность Власти, а милость таких же, как и он, петербуржцев.

Взаимосвязь ключевого слова-образа «окно» с понятиями «цивилизация», «прогресс», «жилище», «мечта», «тревога», «катастрофа», «милостыня» обрамляется символическими оттенками значений других художественных деталей поэмы. «Пустынные волны» еще не покоренной человеком реки являют в начале произведения стартовую площадку рождения грандиозных преобразовательных планов царя. Противопоставление «бедного челна» последующим «кораблям» — это антитеза прошлого и настоящего, отсталости и развития. «Гранит» предстает как материализация царских проектов укрепления российской державности. Плывущие по разбушевавшейся реке «обломки» овеществляют бренность обихода человеческой жизни. «Ива», растущая рядом с домиком Параши и ее матери, — опознавательный знак тихой любви, ставший после наводнения памятником скорби.

Так в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» со всей остротой поднимаются вопросы о цивилизации и культуре, о государственности и человечности, предвосхищается проблема заложенной в фундамент строящегося здания слезинки загубленного ребенка, мучившая впоследствии героя «Братьев Карамазовых».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Окно в Европу»