«Умру я скоро» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Умру я скоро» было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеется над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик. Только через год Некрасов создал «Умру я скоро», и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических
Некрасов пошел на этот шаг, пытаясь спасти «Современник», но безуспешно. Сделка с совестью была напрасной: «Современник» закрыли.
Литературное направление и жанр
Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении «Умру я скоро» проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, «прикованный привычкой и средой». Это рассуждения о «наследстве»,
Так что жанр стихотворения — элегия, наполненная гражданским пафосом. Его также относят к покаянной лирике Некрасова.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трех частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти «жалкое наследство»: тяжелые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.
Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги — трудно не сфальшивить.
В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.
Тема стихотворения — покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлен, воспевая ее страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.
Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая свое творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своем творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.
Тропы и образы
Для лирического героя мерило успешной жизни — заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передает с помощью эпитетов. Жалкое наследство, малый труд, привычки робкой тишины, явившиеся следствием гнета рокового в детстве, мучительной борьбы в молодости, гнетущих впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным, муза его угрюмой.
Упоминаемая в этой части долгая буря, сломившая героя, — метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.
Во второй части художественный образ создается с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой, но иногда фальшивил. Он ни в ком не имел опоры, друзья постигнуты жестоким жребием, одни прешли земной предел, перед другими дверь запер сам лирический герой, на пути он встречает врагов и теряет друзей.
Третья строфа тоже насыщена эпитетами и метафорами .
Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом — главным, как он считал, его достоянием.
Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.
Размер и рифмовка
Размер стихотворения — пятистопный ямб, чередуется женская и мужская рифма, рифмовка перекрестная.