Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина
Лирика Пушкина — «явление чрезвычайное», говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…» Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений. «Свобода» для Пушкина — понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество, как социальный,
Рабство как противопоставления свободе выводится в стихотворении-притче «Анчар» . Свобода творческой личности — важнейший мотив темы поднимается в стихотворениях «Поэту» , . Свободу как всеобъемлющее понятие, как основу жизни человека поэт рассматривает в стихотворениях «Пора, мой друг, пора…» . «Покой и воля». В произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» , «Кавказ» , «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» , «Румяный критик мой…» , «Осень» , «…Вновь я посетил…» отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине. Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции — в стихотворениях «К Чаадаеву» , «Кинжал» , «Во глубине сибирских руд…» , «Арион» . В стихотворениях «Стансы» , «Клеветникам России» , «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин приводит свои политические идеалы, любовь к отечеству и готовность служить ему.
Тема дружбы: стихотворения в честь лицейских годовщин , послания к товарищам-лицеистам: «19 октября» , «И. И. Пущину» , «Чем чаще празднует лицей…» и обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, — «Во глубине сибирских руд…» , «Арион» и послание «К Чаадаеву» — другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина. Тема любви нашла свое воплощение в стихотворениях «Погасло дневное светило…» , «Я пережил свои желанья…» , «Сожженное письмо» , «Желание славы» , «Храни меня, мой талисман…» , «К» , «Под небом голубым страны своей родной…» , «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» , «Я вас любил: любовь еще, быть может…» , «Что в имени тебе моем?..» , «Мадонна» , «Для берегов отчизны дальней…» . Тема назначения поэта и его поэзии наравне с темой свободой главенствует в творчестве Пушкина: высокое предназначение поэзии слышится в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» , «Пророк» , «Поэт» , «Осень» , «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» . То, что поэт является высшим судьей для своих произведений — важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии.
Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью: «Свободы сеятель пустынный…» , «Поэт и толпа» , «Поэту» , «Эхо» , , «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» . Философская лирика Пушкина: «Я пережил свои желанья…» , «Бывало в сладком ослепленье…» , «Дар напрасный, дар случайный…» , «Анчар» , «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» , «Бесы» , «Элегия» , «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» , «Не дай мне Бог сойти с ума…» , «…Вновь я посетил…» — размышления поэта над общефилософскими проблемами.